Шаманизм
Пожалуй,ни одна религия в истории человечества не вызывала столько бурных споров о
себе. Что представляет собой шаманизм? Сколь давно он существует? Какие народы
можно считать "шаманскими", то есть принадлежащими к тому
культурно-историческому ареалу, где слова шаманизм и жизнь - почти синонимы. И
кто такой шаман? Он жрец, экстрасенс, гипнотизер, психически больной человек,
фокусник? Неспециалисту, когда он впервые что-то узнает о шаманизме из
литературы или услышит рассказы очевидцев, видевших камлание, бывает непросто
решить для себя вопрос, что это: религия, театральное действо, сеанс массового
гипноза...
Доктор исторических наук Н. ЖУКОВСКАЯ.
В Европе первые сведения о шаманах появились в XVII веке в записках
путешественников, дипломатов, исследователей. В течение XVIII-XIX веков поток
литературы о них постоянно нарастал. А в ХХ веке интерес к шаманизму, как это
ни странно, не только не угас, а, напротив, активизировался.
В России, США, Великобритании, во Франции, в Германии, Венгрии, Италии, Финляндии,
Индии, Китае, Японии, Швеции и других странах созданы научные антропологические
центры, кафедры в университетах, при которых обязательно есть специалисты по
шаманизму.
Несмотря на обилие исследователей и исследований, а может быть, как раз именно поэтому,
споры о шаманизме не умолкают. По-прежнему нет единого мнения о возрасте
шаманизма: диапазон - от палеолита до средневековья. До сих пор идут дискуссии
и о географии шаманизма: одни считают, что это только Сибирь, Центральная Азия,
Север Европы; другие - что это чуть ли не весь мир: вся Азия, Северная и Южная
Америка, Африка, Кавказ.
И, конечно, по-прежнему нет единообразия в определении того, что такое шаманизм.
Наверное, каждый, и исследователь шаманизма, и просто случайный очевидец шаманского камлания,
бывает поражен увиденным. Запоминается костюм шамана, увешанный металлическими
изображениями зверей и птиц, головной убор, увенчанный настоящими рогами или их
металлическим подобием; на лице - повязка с бахромой, прикрывающая глаза.
Обтянутый кожей бубен с рисунками, металлическими подвесками или без них. С его
помощью шаман постепенно приводит себя в транс. Под нарастающую дробь он
кружится, выкрикивает какие-то непонятные слова, вызывая дрожь, а то и страх у
присутствующих.
Добавьте к этой картине полумрак закрытой юрты или яранги, тлеющий в центре жилья очаг и
вы прочувствуете состояние участника камлания, поймете, что такое зрелище не
забудешь.
Вероятно, этот внешний антураж и породил то определение шаманизма, которое наиболее часто
встречается в научной литературе и в справочниках: "Шаманизм - одна из
ранних форм религии, основанная на вере в существование духов, населяющих
окружающий нас мир, и в особого посредника - шамана, избранного самими духами,
обеспечивающего возможность вступления в контакт людей и этих духов,
достигающего этого контакта путем погружения в состояние транса".
Попытаюсь кратко определить круг основных понятий, составляющих суть этого сложного
многогранного явления.
Начнем с названия. Шаманизм, шаманство. Первый термин - западноевропейский, второй -
русский. Слова шаманизм и шаман приняты мировой наукой как научные термины.
Однако каждый народ своих шаманов называет по-своему: алтайцы, хакасы, тувинцы
говорят - кам; якуты - ойун; казахи, киргизы, туркмены - баксы или бакши;
буряты и монголы - бё; эскимосы - ангакок; семанги, жители Малаккского
полуострова - халак; меланау с острова Калимантан - орангбаёх; индейцы команчи
Северной Америки - пухакут; гурунги Непала - поджу... Этот список достаточно
длинный.
Время возникновения. В отличие от буддизма, христианства, ислама, время появления
которых определено довольно точно, поскольку привязано к датам жизни их
первооснователей и проповедников, у шаманизма такой отправной точки нет.
Вероятно, он возникал много раз: в каждой из частей земного шара в свое время и
по-своему.
Пока нет данных, определенно говорящих о том, что народы, жившие в Западной Европе,
в частности во Франции, знали шаманизм. Но и это не исключено. Потому что
именно во Франции, в бассейне реки Гаронны, в начале ХХ века была открыта
пещера "Трех братьев" (Труа-Фрер), на стенах которой среди
изображений, датируемых верхним палеолитом (40-10 тысяч лет до Р. Х.),
находится самое раннее из известных в истории изображение шамана - фигура
пляшущего человека с накинутой на плечи шкурой, с рогами оленя на голове и
конским хвостом. Похожие изображения часто встречаются и в Азии и в Африке, но
французское, из пещеры "Трех братьев", самое раннее. Не все
специалисты согласны с тем, что изображен там именно шаман. Но уж очень все
похоже на стандартные описания шамана в шаманском костюме.
Как становятся шаманами. В современной научной литературе часто встречается
выражение "профессиональный шаман". Действительно, шаман - профессия.
Верящие в шаманство считают, что свой особый дар шаман наследует от предков,
чаще по материнской, гораздо реже - по отцовской линии, кроме того, шаман
должен быть избран духами.
Духи предков или духи, населяющие окрестные горы, перевалы, леса, озера, реки, как
бы избирают конкретного человека посредником между ними - духами и людьми. И
когда у людей возникают какие-то трудности, неприятности (болезнь, пропажа
имущества, смерть близкого человека, а порою и просто какие-либо непонятные
явления) или, напротив, у духов появляются претензии к людям (редко вспоминают,
произвели беспорядок в местах обитания духов, не приносят им положенные жертвы)
- во всех подобных случаях шаман выступает в качестве посредника, заставляя
людей и упрашивая духов сделать то, что положено.
Но прежде, чем человек обретет шаманскую силу, заставляющую и людей и духов
слушаться его, он проходит обряд инициации (испытания и посвящения). Обряд
довольно мучительный, длящийся от нескольких месяцев до нескольких лет. Внешне
все проявляется в форме совершения поступков, непонятных прочим людям, нередко
наводящих на мысли о психическом нездоровье человека.
Существует даже специальный термин - "шаманская болезнь". Это когда духи требуют
от "избранного" ими человека согласия стать шаманом, а тот не хочет,
сопротивляется. В ответ духи "ломают" его, угрожают, что нашлют
болезнь или даже смерть на него, на его родных. А человек отказывается принять
дар потому, что понимает, что, взяв на себя роль посредника между миром людей и
миром духов, он уже не будет принадлежать себе. На него ложится тяжелая ответственность
перед духами за людей, за их слабости и поступки. Он должен способствовать
благосостоянию своих сородичей, оберегать их от бед, бескорыстно помогать
каждому, кто нуждается в помощи.
Как только тот, кого называют избранником духов, соглашается стать шаманом,
"шаманская болезнь" быстро проходит. Молодой шаман, руководимый
духами и вполне земным учителем - другим шаманом, постарше, - начинает
постепенно набирать опыт и становится все большим и большим профессионалом в
шаманской практике.
Изучая шаманство в Бурятии, я познакомилась с одной шаманкой, которая рассказала мне
историю своей жизни. До тридцати пяти лет она и не помышляла о том, что ей
когда-либо придется стать шаманкой. Работала учительницей. У нее были муж и
двое детей. Жизнь казалась четкой и ясной. Неожиданно начались видения, голоса,
приказывающие принять "дар". Она не хотела и отказывалась. Внезапно
умер муж. Женщина продолжала сопротивляться. Но однажды по пути домой на одном
из поворотов дороги услышала "ниоткуда" отчетливые слова: "Через
два дня, на этом повороте тебя насмерть собьет грузовик". И тогда она
приняла решение.
Сейчас это одна из самых известных бурятских шаманок: очереди желающих получить от нее
помощь не уменьшаются. Ее знают и за рубежом. Итальянский режиссер К. Алеоне
снял о ней фильм.
Транс или экстаз. Общение шамана с духами - камлание - происходит в состоянии транса.
Этот французский термин трактуется как помрачение сознания, отрешенность,
самогипноз. Часто для описания состояния, в котором находится шаман, используют
и другой термин - экстаз - греческое слово, означающее исступление,
воодушевление, особое состояние, присущее поэтам и провидцам. Те, кто наблюдал
поведение шамана во время камлания, отмечают такие явления, как конвульсии,
выпученные глаза, пену у рта, обмороки, припадки. На основании таких
свидетельств многие стали считать шаманов психически больными людьми. Однако во
время транса шаман, как правило, не теряет связь с теми, кто присутствует на
сеансе. По ходу дела нередко поясняет, где в данный момент он находится и что
видит.
Чтобы добиться состояния транса, шаман использует самовнушение, концентрирует волю,
мобилизует психические и физические силы. Несомненно, важную роль при этом
играет бубен, из которого шаман с помощью колотушки извлекает различные звуки.
Часто еще и напевает в такт. У некоторых народов шаманы принимают галлюциногены
- вещества, вызывающие галлюцинации и способствующие наступлению транса. У
индейцев Южной Америки это кактус пейоте, у коренного населения Северной
Евразии - мухомор.
Двойники шамана. Так называют обязательные предметы, которые сопровождают его действа.
Их несколько - бубен, костюм, шаманское дерево. У каждого - свое назначение,
своя функция.
Бубен шамана - не просто музыкальный инструмент. Для него он еще и ездовое животное -
олень или конь, на котором шаман переносится в мир духов. У некоторых народов
бубен осмыслялся как лодка, на которой шаман плывет по мифической реке времени.
Селькупы (народ в Сибири, его численность сейчас 3,5 тысяч и человек) считали,
что главная сила шамана - это "ветер бубна", сдувающий всякую
болезнь. Повсюду в шаманском мире бубен считают душою шамана, его двойником.