«Ақмола облысы білім басқармасының  Жарқайың ауданы бойынша білім бөлімі  Үшқарасу ауылының  негізгі орта мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Основная средняя школа села Ушкарасу отдела образования по Жаркаинскому району управления образования Акмолинской области»

СоцСети

      

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

04.07.2018

Шаманизм

Пожалуй,ни одна религия в истории человечества не вызывала столько бурных споров о

себе. Что представляет собой шаманизм? Сколь давно он существует? Какие народы

можно считать "шаманскими", то есть принадлежащими к тому

культурно-историческому ареалу, где слова шаманизм и жизнь - почти синонимы. И

кто такой шаман? Он жрец, экстрасенс, гипнотизер, психически больной человек,

фокусник? Неспециалисту, когда он впервые что-то узнает о шаманизме из

литературы или услышит рассказы очевидцев, видевших камлание, бывает непросто

решить для себя вопрос, что это: религия, театральное действо, сеанс массового

гипноза...

Доктор исторических наук Н. ЖУКОВСКАЯ.

В Европе первые сведения о шаманах появились в XVII веке в записках

путешественников, дипломатов, исследователей. В течение XVIII-XIX веков поток

литературы о них постоянно нарастал. А в ХХ веке интерес к шаманизму, как это

ни странно, не только не угас, а, напротив, активизировался.

В России, США, Великобритании, во Франции, в Германии, Венгрии, Италии, Финляндии,

Индии, Китае, Японии, Швеции и других странах созданы научные антропологические

центры, кафедры в университетах, при которых обязательно есть специалисты по

шаманизму.

Несмотря на обилие исследователей и исследований, а может быть, как раз именно поэтому,

споры о шаманизме не умолкают. По-прежнему нет единого мнения о возрасте

шаманизма: диапазон - от палеолита до средневековья. До сих пор идут дискуссии

и о географии шаманизма: одни считают, что это только Сибирь, Центральная Азия,

Север Европы; другие - что это чуть ли не весь мир: вся Азия, Северная и Южная

Америка, Африка, Кавказ.

И, конечно, по-прежнему нет единообразия в определении того, что такое шаманизм.

Наверное, каждый, и исследователь шаманизма, и просто случайный очевидец шаманского камлания,

бывает поражен увиденным. Запоминается костюм шамана, увешанный металлическими

изображениями зверей и птиц, головной убор, увенчанный настоящими рогами или их

металлическим подобием; на лице - повязка с бахромой, прикрывающая глаза.

Обтянутый кожей бубен с рисунками, металлическими подвесками или без них. С его

помощью шаман постепенно приводит себя в транс. Под нарастающую дробь он

кружится, выкрикивает какие-то непонятные слова, вызывая дрожь, а то и страх у

присутствующих.

Добавьте к этой картине полумрак закрытой юрты или яранги, тлеющий в центре жилья очаг и

вы прочувствуете состояние участника камлания, поймете, что такое зрелище не

забудешь.

Вероятно, этот внешний антураж и породил то определение шаманизма, которое наиболее часто

встречается в научной литературе и в справочниках: "Шаманизм - одна из

ранних форм религии, основанная на вере в существование духов, населяющих

окружающий нас мир, и в особого посредника - шамана, избранного самими духами,

обеспечивающего возможность вступления в контакт людей и этих духов,

достигающего этого контакта путем погружения в состояние транса".

Попытаюсь кратко определить круг основных понятий, составляющих суть этого сложного

многогранного явления.

Начнем с названия. Шаманизм, шаманство. Первый термин - западноевропейский, второй -

русский. Слова шаманизм и шаман приняты мировой наукой как научные термины.

Однако каждый народ своих шаманов называет по-своему: алтайцы, хакасы, тувинцы

говорят - кам; якуты - ойун; казахи, киргизы, туркмены - баксы или бакши;

буряты и монголы - бё; эскимосы - ангакок; семанги, жители Малаккского

полуострова - халак; меланау с острова Калимантан - орангбаёх; индейцы команчи

Северной Америки - пухакут; гурунги Непала - поджу... Этот список достаточно

длинный.

Время возникновения. В отличие от буддизма, христианства, ислама, время появления

которых определено довольно точно, поскольку привязано к датам жизни их

первооснователей и проповедников, у шаманизма такой отправной точки нет.

Вероятно, он возникал много раз: в каждой из частей земного шара в свое время и

по-своему.

Пока нет данных, определенно говорящих о том, что народы, жившие в Западной Европе,

в частности во Франции, знали шаманизм. Но и это не исключено. Потому что

именно во Франции, в бассейне реки Гаронны, в начале ХХ века была открыта

пещера "Трех братьев" (Труа-Фрер), на стенах которой среди

изображений, датируемых верхним палеолитом (40-10 тысяч лет до Р. Х.),

находится самое раннее из известных в истории изображение шамана - фигура

пляшущего человека с накинутой на плечи шкурой, с рогами оленя на голове и

конским хвостом. Похожие изображения часто встречаются и в Азии и в Африке, но

французское, из пещеры "Трех братьев", самое раннее. Не все

специалисты согласны с тем, что изображен там именно шаман. Но уж очень все

похоже на стандартные описания шамана в шаманском костюме.

Как становятся шаманами. В современной научной литературе часто встречается

выражение "профессиональный шаман". Действительно, шаман - профессия.

Верящие в шаманство считают, что свой особый дар шаман наследует от предков,

чаще по материнской, гораздо реже - по отцовской линии, кроме того, шаман

должен быть избран духами.

Духи предков или духи, населяющие окрестные горы, перевалы, леса, озера, реки, как

бы избирают конкретного человека посредником между ними - духами и людьми. И

когда у людей возникают какие-то трудности, неприятности (болезнь, пропажа

имущества, смерть близкого человека, а порою и просто какие-либо непонятные

явления) или, напротив, у духов появляются претензии к людям (редко вспоминают,

произвели беспорядок в местах обитания духов, не приносят им положенные жертвы)

- во всех подобных случаях шаман выступает в качестве посредника, заставляя

людей и упрашивая духов сделать то, что положено.

Но прежде, чем человек обретет шаманскую силу, заставляющую и людей и духов

слушаться его, он проходит обряд инициации (испытания и посвящения). Обряд

довольно мучительный, длящийся от нескольких месяцев до нескольких лет. Внешне

все проявляется в форме совершения поступков, непонятных прочим людям, нередко

наводящих на мысли о психическом нездоровье человека.

Существует даже специальный термин - "шаманская болезнь". Это когда духи требуют

от "избранного" ими человека согласия стать шаманом, а тот не хочет,

сопротивляется. В ответ духи "ломают" его, угрожают, что нашлют

болезнь или даже смерть на него, на его родных. А человек отказывается принять

дар потому, что понимает, что, взяв на себя роль посредника между миром людей и

миром духов, он уже не будет принадлежать себе. На него ложится тяжелая ответственность

перед духами за людей, за их слабости и поступки. Он должен способствовать

благосостоянию своих сородичей, оберегать их от бед, бескорыстно помогать

каждому, кто нуждается в помощи.

Как только тот, кого называют избранником духов, соглашается стать шаманом,

"шаманская болезнь" быстро проходит. Молодой шаман, руководимый

духами и вполне земным учителем - другим шаманом, постарше, - начинает

постепенно набирать опыт и становится все большим и большим профессионалом в

шаманской практике.

Изучая шаманство в Бурятии, я познакомилась с одной шаманкой, которая рассказала мне

историю своей жизни. До тридцати пяти лет она и не помышляла о том, что ей

когда-либо придется стать шаманкой. Работала учительницей. У нее были муж и

двое детей. Жизнь казалась четкой и ясной. Неожиданно начались видения, голоса,

приказывающие принять "дар". Она не хотела и отказывалась. Внезапно

умер муж. Женщина продолжала сопротивляться. Но однажды по пути домой на одном

из поворотов дороги услышала "ниоткуда" отчетливые слова: "Через

два дня, на этом повороте тебя насмерть собьет грузовик". И тогда она

приняла решение.

Сейчас это одна из самых известных бурятских шаманок: очереди желающих получить от нее

помощь не уменьшаются. Ее знают и за рубежом. Итальянский режиссер К. Алеоне

снял о ней фильм.

Транс или экстаз. Общение шамана с духами - камлание - происходит в состоянии транса.

Этот французский термин трактуется как помрачение сознания, отрешенность,

самогипноз. Часто для описания состояния, в котором находится шаман, используют

и другой термин - экстаз - греческое слово, означающее исступление,

воодушевление, особое состояние, присущее поэтам и провидцам. Те, кто наблюдал

поведение шамана во время камлания, отмечают такие явления, как конвульсии,

выпученные глаза, пену у рта, обмороки, припадки. На основании таких

свидетельств многие стали считать шаманов психически больными людьми. Однако во

время транса шаман, как правило, не теряет связь с теми, кто присутствует на

сеансе. По ходу дела нередко поясняет, где в данный момент он находится и что

видит.

Чтобы добиться состояния транса, шаман использует самовнушение, концентрирует волю,

мобилизует психические и физические силы. Несомненно, важную роль при этом

играет бубен, из которого шаман с помощью колотушки извлекает различные звуки.

Часто еще и напевает в такт. У некоторых народов шаманы принимают галлюциногены

- вещества, вызывающие галлюцинации и способствующие наступлению транса. У

индейцев Южной Америки это кактус пейоте, у коренного населения Северной

Евразии - мухомор.

Двойники шамана. Так называют обязательные предметы, которые сопровождают его действа.

Их несколько - бубен, костюм, шаманское дерево. У каждого - свое назначение,

своя функция.

Бубен шамана - не просто музыкальный инструмент. Для него он еще и ездовое животное -

олень или конь, на котором шаман переносится в мир духов. У некоторых народов

бубен осмыслялся как лодка, на которой шаман плывет по мифической реке времени.

Селькупы (народ в Сибири, его численность сейчас 3,5 тысяч и человек) считали,

что главная сила шамана - это "ветер бубна", сдувающий всякую

болезнь. Повсюду в шаманском мире бубен считают душою шамана, его двойником.

 

Просмотров: 274

Қосымшалар:



Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст