«Ақмола облысы білім басқармасының  Жарқайың ауданы бойынша білім бөлімі  Үшқарасу ауылының  негізгі орта мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Основная средняя школа села Ушкарасу отдела образования по Жаркаинскому району управления образования Акмолинской области»

СоцСети

      

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

20.12.2018

Особенности

работы классного руководителя с детьми

«группы

риска»

 

 

Работа классного 

руководителя с детьми «группы риска» включает в себя  две основные составляющие [10, с.45]: 

1)    выявление детей этой

категории в детской среде и организация работы с ними; 

2)    непосредственная

индивидуальная и групповая работа с детьми «группы риска». 

Если выстраивать определенную ступеньку работы

классного руководителя с такими детьми, то она будет выглядеть следующим

образом: 

-        

выявление детей группы риска; 

-        

диагностирование таких детей, изучение проблем таких детей; 

-        

составление определенной программы профилактики или

коррекции; 

-        

воплощение программы в жизнь; 

-        

подведение итогов, коррекция полученных результатов. 

Основными принципами организации квалифицированной

педагогической помощи ребенку «группы риска» и его семье, которыми необходимо

руководствоваться классному руководителю, выступают: 

-        

эмоциональное и интеллектуальное сопереживание; 

-        

заинтересованность; 

-        

содействие; 

-        

доверие. 

Работу классного руководителя

в школе с детьми «группы риска» можно разделить на следующие этапы: 

1 этап – Изучение  первичной информации об учащихся классного

коллектива: 

-        

личные дела учащихся; 

-        

результаты медицинского обследования; 

-        

психолого-педагогические характеристики; 

-        

результаты успеваемости, посещаемости учебных занятий; 

-        

результаты диагностирования педагога-психолога; 

-        

жизнедеятельность учащихся вне школы; 

-        

в каких семьях и условиях проживают данные учащиеся (знакомится с

актами посещения и картами учащегося, составленными предыдущим классным

руководителем). 

2 этап - Выявление учащихся

группы риска: 

-        

составляет карту класса по выявлению детей группы риска; 

-        

выявляет учащихся группы риска в соответствии с

классификацией; 

-        

составляет банк данных учащихся группы риска в классном

коллективе. 

3 этап – Диагностирование

детей группы риска, выявление проблем, причем важнейшим инструментом

педагогической диагностики выступает педагогическое наблюдение, которое

предопределяет успешность как диагностики, так и последующих мер влияния и

педагогического взаимодействия ребенка и классного руководителя; 

-        

выявляет личностные особенности и достоинства обучающегося, его

«проблемное поле»; изучает и оценивает особенности деятельности и обучения

школьника; устанавливает причины неадекватного поведения детей, подростков,

причины социального неблагополучия их семей; выявляет обучающихся с

эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии. 

4 этап – Составление  программы профилактической работы с детьми

«Группы риска»; 

-        

классный руководитель планирует воспитательную деятельность

классного коллектива с учетом форм и методов работы с учащимися, находящимися в

зоне или группе риска. При планировании необходимо учесть взаимодействие со

специалистами школы: педагогом-организатором, психологом, социальным педагогом,

медицинским работником, учителями-предметниками, педагогами дополнительного

образования, школьным библиотекарем (формы библиотечного воздействия). 

В работе с трудными детьми важно реализовывать

следующие направления: 

-        

перевод социальной ситуации в педагогическую

(организация нравственной, воспитывающей среды в микросоциуме; объединение

усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для

личностного развития ребенка, при которых он сможет осознать взаимосвязь и

взаимозависимость своих потребностей, стремлений, конкретной работы над собой и

ожидаемых достижений, а также поставленных перед собой целей); 

-        

воспитание нравственно-правовой

убежденности; 

-        

формирование адекватной самооценки,

способности критически относиться к самому себе; 

-        

развитие эмоциональной сферы личности:

формирование воли, умения управлять собой, адекватно реагировать на

педагогические воздействия; 

-        

включение в социально значимые виды

деятельности, создание ситуации успеха в избранном ребенком виде

деятельности; 

-        

организация педагогического влияния на

мнения окружающих (семья, сверстники, педагоги, другие взрослые); 

-        

предупреждение невротических расстройств и

патологических влечений (акцентуации характера, неврозы, суицид, клептомания и

т. д.); 

-        

обеспечение благоприятного

социально-психологического климата; 

-        

способствование заполнению пробелов в

знаниях. 

Программа индивидуального сопровождения ребенка группы

социального риска может включать в себя: 

-        

взаимодействие педагога и ребенка, направленное на развитие социально-эмоциональной

компетентности, которая предполагает способность адекватно относиться к себе и

другим людям, умение управлять своими чувствами, понимать и уважать чувства

других; 

-        

организацию досуга ребенка (помощь в досуговом самоопределении,

поиск кружка, секции и т.д.); 

-        

помощь в преодолении учебных затруднений; 

-        

помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном

самоопределении; 

-        

сопровождение семьи (информационная поддержка,

консультирование); 

-        

организацию и предоставление бесплатного питания в школе; 

-        

обращение в районные городские социальные службы для

предоставления различных видов материальной и социальной помощи; 

-        

защиту прав ребенка, включая защиту от жестокого обращения со

стороны родителей и представителей ближайшего окружения. 

5 этап - Реализация плана

профилактических мероприятий; 

-        

классный руководитель сопровождает и координирует выполнение

мероприятий плана профилактической деятельности с учащимися «группы риска»,

подводит итоги за определенный период времени (срок устанавливает администрация

образовательного учреждения). 

На этапе оказания помощи семье и детям «группы риска»

применяются: 

1.     Метод воспитания – способ

воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них

заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение, побуждение,

поощрение, порицание 

2.     Метод убеждения – применяется с

целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную

содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает у людей развитие

общечеловеческих морально-этических качеств 

3.     Метод побуждения – применяется с

целью нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и

потребностями 

4.     Метод поощрения – выражение

положительной оценки деятельности индивида 

5.     Метод порицания – реакция на

нежелательные деятельность и поведение 

В своей работе по оказанию помощи учащимся «группы

риска « и их семьям, классный руководитель взаимодействует со всеми

специалистами центра или службы комплексного сопровождения, прежде всего,

социальным педагогом, педагогом-психологом, учителями, медицинской службой и

представителями администрации. 

6 этап - Подведение итогов,

коррекция полученных результатов; 

-        

классный руководитель представляет социальному педагогу

(администрации) данные об учащемся «группы риска» по следующим позициям: 

-        

участие учащегося в общественной жизни класса; 

-        

приемлемые (позитивные) качества личности; 

-        

взаимоотношения со сверстниками; 

-        

досуговые предпочтения (чем любит заниматься в свободное

время); 

-        

каково влияние семьи; 

-        

имеют ли место конфликты в классе и их причины; 

-        

эффективность или неэффективность проведенных профилактических

мероприятий (причина неэффективности). 

Коррекционная работа не дает положительного результата,

если параллельно не ведется профилактическая работа с семьями «группы риска»:

сбор информации о семье, социуме, где она живет, посещения на дому, беседы с

родителями, выяснение причин неблагополучия семьи.

Неблагополучие семей группы риска состоит в том, что у

родителей нет знаний и умений по воспитанию детей, один или оба родителя

злоупотребляют алкоголем, низкий материальный достаток. 

 

При посещении неблагополучных семей

проводятся просветительские беседы с родителями об ответственности за

воспитание и обучение детей, создание благоприятных условий в семье,

пропагандируется здоровый образ жизни [11, с.65]. 

Уместно выделить несколько общих

правил, которые необходимо соблюдать классному руководителю в работе с данной

категорией детей. 

1.     Ответственность педагога здесь

особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит

судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим

специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической

работе. 

2.     Необходима особая осторожность и

продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о

проблемах ребенка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической

терминологии и использовать лишь обыденно – житейскую лексику. При этом

необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как

помочь ребенку, испытывающему трудности. 

3.     Следует обращать особое внимание на

особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка «группы риска»

оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с

группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь

ребенку, создать условия для компенсации трудностей. 

Далеко не все дети, находящиеся в зоне риска и имеющие

подобные проблемы переходят в группу риска. Предотвратить переход детей из зоны

риска в группу риска можно при наличии специально созданных условий, главное из

которых – сопровождение каждой проблемной детской группы особой программой

социально-педагогической поддержки [12, с.34].

                          

 

Просмотров: 270


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст