Особенности
работы классного руководителя с детьми
«группы
риска»
Работа классного
руководителя с детьми «группы риска» включает в себя две основные составляющие [10, с.45]:
1) выявление детей этой
категории в детской среде и организация работы с ними;
2) непосредственная
индивидуальная и групповая работа с детьми «группы риска».
Если выстраивать определенную ступеньку работы
классного руководителя с такими детьми, то она будет выглядеть следующим
образом:
-
выявление детей группы риска;
-
диагностирование таких детей, изучение проблем таких детей;
-
составление определенной программы профилактики или
коррекции;
-
воплощение программы в жизнь;
-
подведение итогов, коррекция полученных результатов.
Основными принципами организации квалифицированной
педагогической помощи ребенку «группы риска» и его семье, которыми необходимо
руководствоваться классному руководителю, выступают:
-
эмоциональное и интеллектуальное сопереживание;
-
заинтересованность;
-
содействие;
-
доверие.
Работу классного руководителя
в школе с детьми «группы риска» можно разделить на следующие этапы:
1 этап – Изучение первичной информации об учащихся классного
коллектива:
-
личные дела учащихся;
-
результаты медицинского обследования;
-
психолого-педагогические характеристики;
-
результаты успеваемости, посещаемости учебных занятий;
-
результаты диагностирования педагога-психолога;
-
жизнедеятельность учащихся вне школы;
-
в каких семьях и условиях проживают данные учащиеся (знакомится с
актами посещения и картами учащегося, составленными предыдущим классным
руководителем).
2 этап - Выявление учащихся
группы риска:
-
составляет карту класса по выявлению детей группы риска;
-
выявляет учащихся группы риска в соответствии с
классификацией;
-
составляет банк данных учащихся группы риска в классном
коллективе.
3 этап – Диагностирование
детей группы риска, выявление проблем, причем важнейшим инструментом
педагогической диагностики выступает педагогическое наблюдение, которое
предопределяет успешность как диагностики, так и последующих мер влияния и
педагогического взаимодействия ребенка и классного руководителя;
-
выявляет личностные особенности и достоинства обучающегося, его
«проблемное поле»; изучает и оценивает особенности деятельности и обучения
школьника; устанавливает причины неадекватного поведения детей, подростков,
причины социального неблагополучия их семей; выявляет обучающихся с
эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии.
4 этап – Составление программы профилактической работы с детьми
«Группы риска»;
-
классный руководитель планирует воспитательную деятельность
классного коллектива с учетом форм и методов работы с учащимися, находящимися в
зоне или группе риска. При планировании необходимо учесть взаимодействие со
специалистами школы: педагогом-организатором, психологом, социальным педагогом,
медицинским работником, учителями-предметниками, педагогами дополнительного
образования, школьным библиотекарем (формы библиотечного воздействия).
В работе с трудными детьми важно реализовывать
следующие направления:
-
перевод социальной ситуации в педагогическую
(организация нравственной, воспитывающей среды в микросоциуме; объединение
усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для
личностного развития ребенка, при которых он сможет осознать взаимосвязь и
взаимозависимость своих потребностей, стремлений, конкретной работы над собой и
ожидаемых достижений, а также поставленных перед собой целей);
-
воспитание нравственно-правовой
убежденности;
-
формирование адекватной самооценки,
способности критически относиться к самому себе;
-
развитие эмоциональной сферы личности:
формирование воли, умения управлять собой, адекватно реагировать на
педагогические воздействия;
-
включение в социально значимые виды
деятельности, создание ситуации успеха в избранном ребенком виде
деятельности;
-
организация педагогического влияния на
мнения окружающих (семья, сверстники, педагоги, другие взрослые);
-
предупреждение невротических расстройств и
патологических влечений (акцентуации характера, неврозы, суицид, клептомания и
т. д.);
-
обеспечение благоприятного
социально-психологического климата;
-
способствование заполнению пробелов в
знаниях.
Программа индивидуального сопровождения ребенка группы
социального риска может включать в себя:
-
взаимодействие педагога и ребенка, направленное на развитие социально-эмоциональной
компетентности, которая предполагает способность адекватно относиться к себе и
другим людям, умение управлять своими чувствами, понимать и уважать чувства
других;
-
организацию досуга ребенка (помощь в досуговом самоопределении,
поиск кружка, секции и т.д.);
-
помощь в преодолении учебных затруднений;
-
помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном
самоопределении;
-
сопровождение семьи (информационная поддержка,
консультирование);
-
организацию и предоставление бесплатного питания в школе;
-
обращение в районные городские социальные службы для
предоставления различных видов материальной и социальной помощи;
-
защиту прав ребенка, включая защиту от жестокого обращения со
стороны родителей и представителей ближайшего окружения.
5 этап - Реализация плана
профилактических мероприятий;
-
классный руководитель сопровождает и координирует выполнение
мероприятий плана профилактической деятельности с учащимися «группы риска»,
подводит итоги за определенный период времени (срок устанавливает администрация
образовательного учреждения).
На этапе оказания помощи семье и детям «группы риска»
применяются:
1. Метод воспитания – способ
воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них
заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение, побуждение,
поощрение, порицание
2. Метод убеждения – применяется с
целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную
содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает у людей развитие
общечеловеческих морально-этических качеств
3. Метод побуждения – применяется с
целью нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и
потребностями
4. Метод поощрения – выражение
положительной оценки деятельности индивида
5. Метод порицания – реакция на
нежелательные деятельность и поведение
В своей работе по оказанию помощи учащимся «группы
риска « и их семьям, классный руководитель взаимодействует со всеми
специалистами центра или службы комплексного сопровождения, прежде всего,
социальным педагогом, педагогом-психологом, учителями, медицинской службой и
представителями администрации.
6 этап - Подведение итогов,
коррекция полученных результатов;
-
классный руководитель представляет социальному педагогу
(администрации) данные об учащемся «группы риска» по следующим позициям:
-
участие учащегося в общественной жизни класса;
-
приемлемые (позитивные) качества личности;
-
взаимоотношения со сверстниками;
-
досуговые предпочтения (чем любит заниматься в свободное
время);
-
каково влияние семьи;
-
имеют ли место конфликты в классе и их причины;
-
эффективность или неэффективность проведенных профилактических
мероприятий (причина неэффективности).
Коррекционная работа не дает положительного результата,
если параллельно не ведется профилактическая работа с семьями «группы риска»:
сбор информации о семье, социуме, где она живет, посещения на дому, беседы с
родителями, выяснение причин неблагополучия семьи.
Неблагополучие семей группы риска состоит в том, что у
родителей нет знаний и умений по воспитанию детей, один или оба родителя
злоупотребляют алкоголем, низкий материальный достаток.
При посещении неблагополучных семей
проводятся просветительские беседы с родителями об ответственности за
воспитание и обучение детей, создание благоприятных условий в семье,
пропагандируется здоровый образ жизни [11, с.65].
Уместно выделить несколько общих
правил, которые необходимо соблюдать классному руководителю в работе с данной
категорией детей.
1. Ответственность педагога здесь
особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит
судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим
специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической
работе.
2. Необходима особая осторожность и
продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о
проблемах ребенка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической
терминологии и использовать лишь обыденно – житейскую лексику. При этом
необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как
помочь ребенку, испытывающему трудности.
3. Следует обращать особое внимание на
особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка «группы риска»
оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с
группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь
ребенку, создать условия для компенсации трудностей.
Далеко не все дети, находящиеся в зоне риска и имеющие
подобные проблемы переходят в группу риска. Предотвратить переход детей из зоны
риска в группу риска можно при наличии специально созданных условий, главное из
которых – сопровождение каждой проблемной детской группы особой программой
социально-педагогической поддержки [12, с.34].