«Ақмола облысы білім басқармасының  Жарқайың ауданы бойынша білім бөлімі  Үшқарасу ауылының  негізгі орта мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Основная средняя школа села Ушкарасу отдела образования по Жаркаинскому району управления образования Акмолинской области»

СоцСети

      

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

4-сыныпқа әдебиеттен «Илья Муромец и Соловей – разбойник» тақырыбында ҚМЖ.

03.02.2020

Предмет: Литературное чтение

Класс:  4

Раздел:Культурное наследие

Школа:

 

Дата:

Тема урока:«Богатырская сила»  

Былина «Илья Муромец и Соловей – разбойник»

 

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

4.1.5.1- строить высказывание для объяснения своих идей, чувств, взглядов, сравнивая с похожими событиями, которые были в жизни/по материалам прочитанного

                 4.2.4.1 - понимать и определять жанровые особенности мифа, фантастики, легенды, басни, литературной сказки, рассказа, стихотворения, былины, притчи, героического эпоса

                 4.3.3.1 писать творческие работы в форме диафильма / проспекта / презентации / схем / интервью / отзыва / заметки / объявления / постера

Цели урока

закрепить представления о жанре былины, особенностях изображения главного героя,

отработать умения выявлять основные свойства характера героя, составлять его характеристику,

совершенствовать умения анализировать художественное произведение

Критерии оценивания

строят высказывания для объяснения своих идей,

понимают и определяют жанровые особенности произведения,

пишут творческие работы в различной форме

Языковые цели

 

Предметная лексика и терминология:былина

Полезные слова и сочетания для диалога и записи:Киев-град, Чернигов, добрый молодец,

Привитие ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: привитие  бережного отношения к природе, высоконравственные поступки относительно самого себя и других.

Межпредметные связи

русский язык

Предварительные  знания

 

Знания и навыки, на которые будут опираться учащиеся для достижения ЦО:

-читают, понимают прочитанное, определяют главную мысль;

-определяют жанровые особенности сказки

 

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Постановка учебной задачи

 

Приветствие учащихся

Настроение у нас отличное,

А улыбки – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок нам начинать пора.

Создание условий для погружения в урок

Покажите учащимся репродукции картин русских богатырей.

-Как выглядели богатыри?

-Чем они отличались от обычных людей?

-Что надето на головы богатырей?

-Как называется одежда богатырей, сплетенная из металлических колец?

-С кем сражались богатыри?

Сегодня на уроке вы:

- будете строить высказывания для объяснения своих идей,

-будете понимать и определять жанровые особенности произведения,

-будете писать творческие работы в различной форме

 

 

 

Деятельность по решению учебной задачи, направленная на освоение новых знаний

 

Первичное восприятие текста

- Из какого города выезжаетИлья Муромец? Куда?

- Какие подвиги совершает по пути?

-Какой дорогой поехал Илья Муромец в Киев? О чём свидетельствует такой выбор?

-Почему Илья отказался от предложения стать воеводой в Чернигове?

-Почему в былине несколько раз с одинаковой точностью описываются грозная сила и мощь Соловья Разбойника. Какова роль этих повторений?

- Как повел себя Илья Муромец, встретившись со страшным врагом?

-Какие богатырские качества Ильи Муромца воспеваются в былине?

-Почему это произведение относится к жанру былина?

Особенности былины

-Что такое былина?

-Подберите однокоренное слово к слову «былина»?

-Что в былине вымышленно, а что – достоверно?

-Из каких частей состоит былина? Найдите в тексте композиционные части, характерные для былины: зачин, завязку, кульминацию, развязку и концовку.

-Какие изобразительно-выразительные средства используются в былинах?

«Творческая мастерская»

Учащиеся выбирают из произведения отрывок, высказывают свои идеи по нему. Затем готовят интервью / отзыв / заметку / постер по выбору.

Каждая группа выступет и оценивается по разработанным критериям.

 

 

 

 

 

Физминутка

«Мы теперь – богатыри»

Потянулись: раз, два, три.                                

 Мы теперь – богатыри.                                     

 Мы ладонь к глазам приставим,                      

 Ноги крепкие расставим,

 Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво.

 И налево надо тоже

 Поглядеть из–под ладошками,

 И направо, и ещё

 Через левое плечо.

 Буквой «Л» расставим ноги,

 Точно в танце руки в боки,

 Наклонились влево, вправо –

 Получается на славу!

 

 

Применение приобретенных знаний и развитие навыков

 

Анализ произведения. Работа в группах.

– Перескажите содержание былины, используя цитаты и зачитывая их.

– Как автор рисует силу врага? («…Черным-черно… как черна ворона», черный цвет (прямое); преступный, злой; мрачный, печальный, безотрадный (переносное); «…не прохаживает... не пролетывает»)

– Почему отказался быть воеводой? (Он равнодушен к почестям и наградам. Богатырь продолжает путь в Киев прямоезжей дорогой. Прямая дорога с севера страны была в лесном краю, в котором находились разбойники, грабившие и убивавшие. Соловей-разбойник олицетворяет эти разбойничьи силы.)

– Каким мы представляем Соловья-разбойника? (Как страшное чудовище – на основе описания его посвиста и покрика.)

– Как губительна его сила? («…все травушки-муравы уплеталися… лесушки… приклонялися».)

– Что помогло богатырю победить разбойника? (Богатырская сила и желание помочь людям.)

– Как относится народ к богатырю? (С любовью.)

– Почему? («Тебе полно-ткослезить, да отцов – матерей. Тебе полно-тковдовить да жен молодыих. Тебе полно-ткоспущать-то сиротать да малых детушек!».)

Словарная работа

Дородный

Покрику

Раздольице

Рогатина

 

Закрепление новых знаний и способов действий

-Во имя чего совершает Илья свои богатырские подвиги?

-В каких еще поступках и в отношениях с людьми раскрывается характер Ильи Муромца?

 

Итог урока

Какими изображаются в былине Илья Муромец и Соловей-Разбойник? Как это связано с жанром произведения?

 

Рефлексия

Учащиеся анализируют свою деятельность

-Какое задание выполнили более успешно?

-При выполнении какого задания вы затруднялись?

 

Домашнее задание

Используя текст, нарисуйте устный (словесный) портрет богатыря.

 

 

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

 

Дифференциация на этапе выполнения задания в группах

Формы оценивания –самооценивание, взаимооценивание, оценивание учителем.

 

 

  • Активная деятельность учащихся в группах сменного состава.
  • Специальные упражнения для профилактики нарушений осанки.
  •  Гимнастика для глаз.
  • Динамическая пауза.

Создание благоприятного микроклимата и условий для психологического комфорта на уроке.

 

 

 

 

 

Просмотров: 932


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст