«Ақмола облысы білім басқармасының  Жарқайың ауданы бойынша білім бөлімі  Үшқарасу ауылының  негізгі орта мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Основная средняя школа села Ушкарасу отдела образования по Жаркаинскому району управления образования Акмолинской области»

СоцСети

      

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Тақырыбы: Ертегі "Всему свое время" Н.Сладков

28.07.2020

Дата проведения:___________________________________

Цели:

  1. Познакомить учащихся с биографией автора; закреплять навык правильного чтения вслух и про себя целыми словами; тренировать и соблюдать паузы между предложениями; уточнение и расширение знаний о косаче, свиристеле через беседу;
  2. Учить детей делать выводы по прочитанному.
  3. Воспитывать экологическое сознание, бережное отношение к природе.

Оборудование: таблица со словами непонятными по смыслу и трудными по структуре (свиристель, косач, оскомина, стрекочет, закручинился, вильнула, мерещится, ахнула), портрет Н. Сладкова, выставка детских книг с произведениями Н.Сладкова, картинки с изображение сороки, свиристеля, тетерева, медведя, картинка с липой и с калиной, картинка с подснежниками.

Ход урока

 

  1. Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели

Тихо мальчики за парту сели,

Сядьте правильно, красиво.

На меня все посмотрели.

  • Молодцы ребята.

 

  1. Речевая зарядка

(картинка подснежника)

В лесу, где берёзки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
"Я вижу, погода тепла и ясна,
Скажите, ведь, правда, что это весна?

-  О чем  оно? (стихотворение о подснежнике, о весне)

- Где появился подснежник? (в лесу)

- Что спросил подснежник? (правда, что наступила весна)

- Ребята, это стихотворение нужно читать радостно. Послушайте, как я его прочту.

- Петя, прочти это стихотворение выразительно, как я.

- Теперь Оля, Оксана, Игорь.

- Чье чтение вам понравилось больше всего? Почему?

Оценивание учащихся

- А можем ли мы сейчас найти подснежники? Почему? (нет, потому что сейчас зима)

- Правильно,  ребята. Всему свое время!

  1. Подготовка к восприятию текста

 

- Ребята, сегодня мы с вами будем знакомиться с творчеством замечательного писателя Николаем Ивановичем Сладковым. С детства он любил природу и интересовался ею. Он вел дневник, куда вписывал свои первые впечатления и наблюдения за природой. Много путешествовал, эти путешествия отражены в его книгах. Сладков много писал о необходимости защиты природы, охраны исчезающих видов животных и птиц.

- На доске вы видите детские книги, которые написал Николай Иванович Сладков. Посмотрите на обложки, прочитайте названия. Какие произведения вам знакомы?        

- Сегодня мы будем знакомиться с его сказкой «Всему свое время».

-Ребята, посмотрите на картинку. (картинка из произведения)

-Какое время года изображено? (зима)

- Кто на ней изображен? (сорока, медведь, две птицы, или свиристель, тетерев- косач).

-Что  это за птица?( показ на тетерева – косача) Ребята, это тетерев-косач.

Послушайте рассказ.(рассказ сопровождается картинкой)

- Тетерев-косач круглый год живет в наших лесах. Это крупная птица с черным блестящим оперением. Зимой тетерев питается почками березы. На ночь прячется под снегом. Летом и осенью ест ягоды брусники, черники, клюквы, черемухи. Весной тетерева поют.

- Кто такой тетерев – косач? (крупная птица с черным оперением)

- Чем питается тетерев – косач зимой? (почками березы и лиственницы)

-А чем питаются летом и осенью? (ягоды: брусники, клюквы, черемухи, черники)

- А что тетерева делают весной? (поют)

  1. Первичное чтение текста учителем

                - Сейчас я прочитаю сказку. Слушайте внимательно, в конце вам нужно будет назвать героев сказки?

                - Назовите героев сказки? (сорока, свиристель, тетерев, медведь)

-Молодцы.

  1. Чтение слов со сложной звуко - слоговой структурой

- Сейчас мы будем учиться читать эту сказку и будем разбирать ее. В тексте нам встретятся трудные слова. Научимся их читать целыми словами.

На доску вывешиваются слова: свиристель, косач, оскомина, мерещится, закручинился, вильнула)

- Прочитайте эти слова про себя.

- Прочитаем первое слово вместе: сви-рис-тель, свиристель.

- Читаем второе слово: ос - ко – ми  - на, оскомина.

-Читаем третье слово: ко- сач, косач.

-Читаем четвертое слово: стре – ко – чет, стрекочет.

-Читаем пятое слово: ме – ре – щит - ся, мерещится.

-Читаем шестое слово: зак – ру – чи – нил – ся, закручинился.  

-Читаем седьмое слово: виль – ну - ла, вильнула.

-Читаем восьмое слово: ах- ну- ла, ахнула. В тексте это слово употребляется в предложении: « Ахнуть не успела – лето вокруг!». Что означает слово « ахнуть»?  (Так говорят, при быстром действии).

- Прочитаем слова по цепочке. (2-3 ребенка)

  1. Чтение текста детьми про себя

-Сейчас прочитайте сказку про себя внимательно. Если не можете прочитать слово, читайте его по слогам медленно несколько раз. Вы после прочитаете это слово легко.

-Какие слова было трудно читать? (ответы учащихся)

  1. Повторное чтение текста по частям и анализ содержания

-Сейчас будем читать сказку вслух и разбирать ее. Читает того, кого я называю. Остальные следят.

Первая часть.

                Надоела зима Сороке. Вот бы лето сейчас!

                -Эй, Свиристель, ты бы лету обрадовался?

                -Спрашиваешь еще! – Свиристель отвечает. – Перебиваюсь с рябины на калину, оскомина на языке!

                А Сорока уже Косача спрашивает. Жалуется и Косач:

                -Сплю в снегу, на обед одна каша березовая! Брови красные – отморозил!

-Что надоело Сороке? (сороке надоела зима)

-Какое время года хотела Сорока? (сорока  хотела лето)

-Найдите и прочитайте, что спросила Сорока у Свиристеля? (обрадовался ли свиристель лету)

- Какой интонацией Сорока спросила Свиристеля о лете? (радостно)

-Давайте, попробуем сказать так же, как Сорока. (Спрашивается несколько учеников)

- Кто такой свиристель? Послушайте мой рассказ и ответьте на вопрос. (рассказ сопровождается картинкой)

 - Свиристель – маленькая птичка с красивым ярким оперением и хохолком на голове. Лето она проводит на севере, а зимой прилетает в наши края. Питается замерзшими ягодами рябины и калины. С наступлением весны снова улетает на север.

- Так кто такой свиристель? (Это маленькая  птичка. Птичка с красным оперением, хохолком на голове)

-В какое время года к нам прилетает Свиристель? (зимой)

- Чем питается? (ягодами рябины, калины)

-Кто из вас видел Свиристеля у нас в городе?

-Что ответил Свиристель? Прочитайте слова

- Как вы понимаете слово «оскомина»?

- Оскомина -  это  неприятное ощущение во рту, например: когда вы поели зеленую черемуху.

-Кто пожаловался Сороке еще? (пожаловался Косач)

-Кого называют косачом? (ответы учащихся).

-  Найдите и прочитайте слова, которые сказал  Косач? (Сплю в снегу, на обед одна каша березовая! Брови красные – отморозил!)

-Как вы понимаете выражение «сплю в снегу»? (сплю в холоде, прячется в снегу, нырять в снег ).

- Как вы понимаете « каша березовая»? (ответы учащихся)

-Чем питается Косач? (березовыми почками)

-А на самом ли деле косач варит кашу? (нет)

Вторая   часть

                Сорока к Медведю стучится: как, мол, зиму зимуешь?

                -Так себе! – Миша ворчит. – С боку на бок. На правом боку лежу – малина мерещится, на левом – мед липовый.

                -Понятно! – Сорока стрекочет. – Всем зима надоела! Чтоб ты, зима, провалилась!

                И зима провалилась…

-Теперь ответим на вопросы. Что спросила Сорока у Медведя? (как он зимует)

-Найдите и прочитайте слова, где Медведь  отвечает Сороке.

 - Что означает это слово мерещится? Так говорят, когда что – то кажется.

-Что ответила ему Сорока? Прочитайте.

- Что означает это слово стрекочет? Это означает быстро говорить, болтать.

- Какой вывод сделала Сорока? (что зима всем надоела)

Третья   часть

                Ахнуть не успели – лето вокруг! Теплынь, цветы, листья. Веселись, лесной народ!

                А народ лесной закручинился…

-Что произошло с лесными жителями? (они закручинились)

-Что означает слово «закручинились»? (ответы детей).Закручинились, то есть  загрустили.

 -Какое время года наступило? (наступило лето)

- А может ли после зимы наступить лето? (нет). Почему? (лето наступает после весны)

-Какое время года должно наступить после зимы? (весна)

Вывод: каждое время года идет друг за другом: зима, весна, лето, осень.

Четвертая  часть

                -Растерялся я что – то, Сорока! – Свиристель говорит. – В какое ты меня поставила положение? Я к вам с севера по рябину примчался, а у вас листья одни. С другой стороны, я летом на севере должен быть, а я тут торчу! Голова кругом. И есть нечего…

                -Натворила Сорока дел! – шипит сердито Косач.  – Что за чушь? Куда весну подевала? Весной я песни пою и танцы танцую. Самое развеселое времечко! А летом только линять, перья терять. Что за чушь?

- Понравилось ли Свиристелю, что наступило лето? Почему? (нет, так как не еды)

-Где он должен быть летом? (на севере).

-Найдите и прочитайте, что сказал Свиристель?

-С какой интонацией  Свиристель говорит о лете?

Ответ детей: - удивленной, растерянной, испуганно.

-Прочитайте еще раз слова Свиристеля, чтобы было понятно, что он удивился, что наступило лето. (Спрашивается несколько учеников)

-Какое время года нравится Косачу? Почему? (нравится весна. Весной он поет и танцует). Прочитайте.

-Что означает выражение «развеселое местечко»?

 -С какой интонацией говорит Косач?

Ответ детей: - сердитой

-Прочитайте слова Косача сердито, чтобы было понятно, что Косач недоволен наступлению лета. (Спрашивается несколько учеников)

 

 

Пятая  часть

                -Так вы же сами о лете мечтали! – вскрикивала Сорока.

                -Мало ли что! – Медведь говорит. – Мечтали мы о лете с медом да с малиной. А где они, если ты через весну перепрыгнула? Ни малина, ни липа зацвести не успели, - стало быть, ни малины, ни меда липового не будет! Поворачивайся хвостом – я его тебе сейчас выщиплю!

 

-В этом отрывке есть слово, которое вы можете не знать. Разберем его.

-Кто знает, что такое липа? (приемы лексической работы: толкование, введение в конспект, показ иллюстрации. Липа – медовое дерево. Дерево высотой до 30м с сердцевидными листьями)

- Почему не будет ни меда, ни малины? (малина и липа не цвели)

- Как весна важна для малины и липы? (весной малина и липа цветут)

-Какой интонацией говорит Медведь о лете?

Ответ детей: - сердитой, грозной.

-Давайте прочитаем слова Медведя громко, сердито. (Спрашиваются несколько учеников)

- Что хотел автор нам сказать, выражая недовольство лесных жителей? ( что каждое время года по – своему важно в природе) 

Шестая   часть

                Ух как рассердилась Сорока! Вильнула, подпрыгнула, на елку взлетела и крикнула:

                -Провалитесь вы вместе с летом! И провалилось нежданное лето.  И снова в лесу зима. Снова Свиристель рябину клюет… Но терпят. Настоящую весну ждут

 

- Ответьте на вопросы.

-Что сделала Сорока? (прыгнула, взлетела, крикнула)

-Найдите и прочитайте слова Сороки.

-С какой интонацией крикнула Сорока? (недовольной, возмущенной).

-Прочитаем еще раз эти слова, выражая недовольство.

-Какое время года наступило после? (наступила зима)

-Какое время года звери ждут после зимы? (ждут настоящую зиму)

-Какой вывод можно сделать из этой сказки?

Вывод: каждое время года должно идти друг за другом. Каждое время года имеет свою роль в природе.

 

  1. Целостное чтение текста

-Итак, мы разобрали текст, хорошо его поняли, научились читать. Сейчас прочитаем  его целиком. Читаем громко, правильно, целыми словами. Один читает, остальные за ним следят.

 

  1. Заключительная работа по прочитанному тексту
  • Чтение по ролям

-Сейчас мы прочитаем сказку по ролям. За сороку будет – Коля, за свиристеля – Маша, за медведя – Оля, за косача – Никита.

  1. Домашнее задание

- Дома прочитаете эту сказку целыми словами и выразительно.

 

  1. Итог урока

-Как называется сказка, с которой мы познакомились сегодня на уроке?

(Всему свое время)

-Кто автор сказки? (Николай Иванович Сладков)

-Чем зима не понравилась героям? (Свиристелю мало еды, Косач замерзает, Медведю кажется малина и мед)

- Как отреагировали звери на приход лета?  Почему? (им не понравилось, что после замы наступило лето. Для Свиристеля нет рябины. Косач любит весну. Медведь остался без малины и меда)

Просмотров: 3597


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст