Білім беру жүйесіндегі конфессияаралық толеранттылық
Ключевые
слова: толерантность, межконфессиональная толерантность, компоненты и категории
межконфессиональной толерантности.
Одной из особенностей Казахстана, как и многих
других стран, является то, что исторически государство складывалось как
сообщество разных этносов, культур и религий. В современных условиях следует
учитывать интересы всех населяющих Казахстан народов и культур, поскольку
произошедшие в стране изменения в области политики, экономики, социальных
отношений вызвали рост конфессионального самосознания.
Чтобы
сохранить прочное государство, сегодня необходимо уделять пристальное внимание
развитию культуры межконфессиональных отношений и гармонизации религиозных
взаимоотношений в обществе. Основой казахстанского гражданского общества должны
стать признание поликультурного, поликонфессионального построения
государственности и формирование дружественных межконфессиональных отношений на
основе гибкой политики, которая реализуется, прежде всего, в области
образования.
Хотя различные виды толерантности есть
производные от толерантности религиозной, в современных исследованиях
обнаруживается относительно мало концептуальных разработок и исследовательских
материалов, посвященных межконфессиональной толерантности.
Одна
из причин этого — убежденность в том, что нет ничего труднее, чем быть
толерантным в отношении людей, которые придерживаются иных религиозных
убеждений. Суждение базируется на допущении, что в своей основе религия
фанатична. Это отчасти справедливо в том смысле, что религиозный человек
всецело принадлежит религии.
Педагогический
словарь трактует формирование личности как процесс ее развития и становления
под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, социальной среды;
целенаправленное развитие личности или каких-либо ее сторон, качеств под
влиянием воспитания и обучения; процесс становления человека как субъекта и
объекта общественных отношений.
Что
же касается формирования межконфессиональной толерантности учащихся, то под
этим мы понимаем процесс педагогического воздействия на
мотивационно-личностный, содержательный, поведенческий, рефлексивный компоненты
исследуемого вида, результатом которого является личность, обладающая
качествами, характеризующими ее как межконфессионально толерантную.
Формирование толерантности является
объективной потребностью современного общества. В условиях формирования новых
социально-экономических отношений особое значение приобретает проблема научно
обоснованной адаптации к ним системы образования.
Образование
должно использовать свой потенциал для консолидации общества, преодоления
напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности,
равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального
неравенства.
Межконфессиональная
толерантность учащихся — это активная нравственная позиция личности,
выражающаяся в готовности признавать, принимать, понимать, уважать религиозное
многообразие и своеобразие в процессе взаимодействия субъектов в условиях
поликонфессиональности общества, проявляющихся в мотивационно-личностном,
содержательном, поведенческом, рефлексивном компонентах.
В
Законе РК «Об образовании» говорится, что процесс обучения и воспитания
представляет единый процесс. Образование ориентирует на конечный результат
педагогической деятельности, конечная цель образования не столько в количестве
и качестве знаний, полученных учениками, сколько в качестве подготовки человека
к жизни. Качество воспитания представляет сам человек, его действия, его
внутренняя культура. Педагогический процесс является
образовательно-воспитательным процессом, содействующим аккумуляции всего
накопленного опыта человечества и в обучении, и в воспитании. Обучение,
направленное в первую очередь на формирование, развитие знаний -
удовлетворяет познавательные потребности в учебной деятельности. А
воспитание важно для формирования личности, которая станет носительницей
непреходящих ценностей духовной культуры, которые выражаются посредством умения
строить межкультурный диалог с обществом, с представителями других культур.
Формирование
межконфессиональной толерантности учащихся — процесс педагогического
воздействия в ходе обучения и воспитания на мотивационно-личностный,
содержательный, поведенческий, рефлексивный компоненты исследуемого качества,
результатом которого является личность, обладающая качествами, характеризующими
ее как межконфессионально толерантную.