РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРЫ
Одна из самых серьезных и трудных задач - это научить детей думать, умение мыслить творчески,
самостоятельно. Думаю, что этим и занимаемся мы, учителя русского языка и
литературы, на своих уроках. "Литература развивает творческое начало в
человеке, в конечном счете искусство направлено на то, чтобы сформировать
воображение". (В. Давыдов)
На уроках
литературы я стараюсь своих учеников не только ввести в мир прекрасного,
приобщить их к образцам отечественной и мировой художественной культуры, к
духовным исканиям выдающихся писателей, воспитать потребность в чтении, интерес
к литературе, научить понимать художественное слово, но и развивать
литератуно-художественные задатки, речевое творчество, потребность и умение владеть
богатствами родной речи.
В.А. Сухомлинский
ставил слово в основу творчества, чуткость к красоте слова считал огромной
силой, облагораживающий духовный мир ребенка.
В своей работе
стараюсь поощрять и развивать литературное творчество школьников, ведь это
проявление активных сил души, формирование интеллекта. Использую систему
индивидуальных творческих работ. От класса к классу характер заданий
усложняется. Если в V -VI классах в качестве индивидуального задания дается
сочинение загадки, сказки, небольшого рассказа из жизненного опыта, то в
старших классах могут быть предложены такие творческие работы, как
самостоятельные художественные зарисовки, создание литературных портретов,
очерки, репортажи, стихотворения, а также исследовательские работы на основе
литературного краеведения, музейных материалов.
Воспитывать у
школьников глубоко личное, эмоциональное отношение к художественному
произведению помогают небольшие письменные работы на один урок или часть урока.
Они дают ученику чаще высказать свои мысли о прочитанном, делиться
впечатлениями, эмоционально откликаться на мысли автора, воспитывают внимание и
художественные детали, учат анализировать и сопоставлять литературные явления.
Развивают
художественное воображение, творческое начало письменные работы по
сопоставлению литературного текста и иллюстрированных материалов к нему,
отдельного эпизода и его экранизации.
Хорошее знание
содержания, интерес к произведению дают пищу и для таких работ, которые
предполагают как бы продолжение авторской мысли.
Конечно,
сочинение - одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика,
росту его сознательного отношения к жизни, но и немаловажное значение имеет и
хорошее владение устной речью, умение отстаивать свою точку зрения. Этому
способствует внимательное, глубинное проникновение в содержание художественного
произведения. И я согласна с теми, кто утверждает, что этот практически
бесконечный процесс в школе не завершается, а только начинается и продолжается
в течение всей жизни человека.
Успешно совершенное
постижение художественного произведения протекает, когда в осмысление
созданного писателем включаются чувства и весь опыт юного читателя, когда
художественное восприятие и познание опираются на эмоциональную, нравственную,
общеобразовательную подготовленность, когда восприятие становятся эстетическим
фактором, в свою очередь активно развивающим культуру чувств, поэтическую
наблюдательность, читательский интеллект. Непрерывно меняющийся опыт человека
приводит к тому, что каждый раз воображение по-новому воссоздает нарисованные
писателем картины, - от-сюда ощущение новизны, углубление впечатлений при
повторном и последующих обращениях к произведению.
Для глубокого
понимания изображенного в искусстве слова необходимо, с одной стороны,
мобилизовать прошлые представления, впечатления, понятия, с другой - творчески
трансформировать их на основе ориентиров, намеченных писателем, довести до
состояния образа, приближающегося к данному в произведении. Необходима
социальная подготовка. Мысль эта звучала еще в работах В.Г. Белинского:
"Для полного, истинного постижения искусства, а следовательно, и полного,
истинного наслаждения им, необходимо основательное изучение, развитие:
эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на
степень эстетического вкуса, приобретаемого изучением и развитием. А это возможно
только для тех, кто на искусство смотрит не как на приятно препровождение
времени, веселое занятие от нечего делать или легкое средство от скуки,
но кто видит в искусстве серьезное дело, требующее размышления, развивающее ум
и сердце. Это та же наука, та же ученость, потому что для истинного постижения
искусства нужно много и много, всегда и всегда учиться, и притом, многому
такому, что, по-видимому, находится совершенно вне сферы искусства".
Потребность в
общении с искусством, интерес к нему удовлетворяются на основе трех каналов
связи: при помощи непосредственного общения к произведениям, посредством
получения информации об искусстве, в процессе собственной творческой
деятельности.
На уроках в
процессе самостоятельной домашней работы, регламентированной требованиями
программ и направляемой учителем, школьники знакомятся с большим количеством
литературно-художественных текстов, осваивают обширную информацию о языке
искусства слова и закономерностях его развития. По-другому складывается
собственно-творческая деятельность, но не репродуктивная, какой она
преимущественно бывает, когда учащиеся пишут сочинения на темы, связанные с
постижением изучаемых литературно-художественных произведений, а продуктивная,
в основе которой - создание оригинальных собственных художественных решений.
Конкретность
художественного образа не терпит абстрактного восприятия. Образ в этом случае
рассыпается, перестает существовать, а стало быть, и не будет целенаправленно
воздействовать на сознание учащихся своими специфическими свойствами, среди
которых наиболее характерно и сильно эмоциональное воздействие. Вот почему
изучение художественной литературы нельзя обособить от системы формирования
образного мышления, которое является условием и создания, и постижения
искусства.
Умение видеть
изображенные в литературно-художественном произведении предметы, явления,
события, людей, остро воспринимать их чувства - качества, развиваемые опытом.
Увидеть созданную писателем картину, наполнить ее живыми красками, звуками,
запахами, биением жизни может научить опыт деятелей искусства.
Постановка
вопросов специальных вопросов, упражнений пробуждают мысль и воображение,
увеличивают силу чувственного восприятия: оно приобретает конкретность,
осязаемость, написанное яснее воплощается в звуках, формах, красках, запахах.
Подготовленное
определенным образом, целенаправленное общение с литературой может стать мощным
средством познания запечатленного в произведении. Выработка способности
самостоятельно проникать в образ, оценивать его эмоциональное и идейное
содержание - на мой взгляд, первоочередная задача, цель в области литературного
развития учащихся. Без чувственного восприятия не может быть сопереживания,
сотворчества, искусство исчезает, в сознании запечатлевается лишь его перевод
на язык литературотворческих понятий. Успешное решение задачи неразрывно
связано с совершенствованием постижения литературно-творческих текстов,
созданием условий, когда каждая нарисованная писателем картина заиграет в
представлении учащихся всем богатством красок, когда, не ограничиваясь
восприятием сюжетной канвы, юные читатели волшебством воображения, усиленного
теоретико- и историко-литературной подготовленностью, сумеют максимально
проникнуть в богатство идейно-художественного содержания.
В моей практике
не часто встречались учащиеся, способные без специальной и упражнений мгновенно
вообразить прочитанное, поэтому я стараюсь пробуждать в учащихся мыслителей,
поэтов, художников, способных постичь мир чувств, видеть краски, звуки,
недоступные неподготовленному человеку. А это становится возможным при изучении
художественных произведений, все этапы анализа развивают учащихся, вводят в
творческую лабораторию, вдохновляют на собственное творчество. Так возникает
двуединая по своему существу задача - вооружение учащихся методами
самостоятельно постижения произведений искусства слова в их специфике и
пробуждение стойкого интереса к изучаемым текстам, желания еще и еще раз к ним
возвратиться, формирование высокого художественного вкуса и эстетических
потребностей, нравственное воспитание; формирование духовного богатства и
научного мировоззрения.
Решающим условием развития
литературно-творческих способностей школьников является повседневная работа
учителя с учетом интересов, способностей и подготовленности учеников. Развивая
воображение, образное мышление школьников, постепенно углубляя их
самостоятельность в ходе работы с текстом художественного произведения, устных
и письменных литературных опытов, учитель учит "мыслить с пером в
руках", формирует творческую личность.