«Ақмола облысы білім басқармасының  Жарқайың ауданы бойынша білім бөлімі  Үшқарасу ауылының  негізгі орта мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Основная средняя школа села Ушкарасу отдела образования по Жаркаинскому району управления образования Акмолинской области»

СоцСети

      

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

24.09.2017

Будьте сами и человеком, и младенцем, для того, чтобы   учить ребенка.

 В.Ф. Одоевский.

Сегодня

перед государством стоит задача перестройки системы общеобразовательных школ на

двенадцатилетнее обучение, которое в корне будет отличаться от системы

нынешнего обучения в  школах.

Перед 

педагогами страны стоят нелегкие задачи: 

через обучение и воспитание социализация личности, образованной, с

высокой культурой, критически осмысливающей всю объективную реальность,  владеющей основными компетентностями

(информационная, коммуникативная, социальная и др.)  и владеющая навыками решения реальных

проблем.

В современном сложном и быстро

меняющемся мире, характеризующейся глобализацией социально-политической,

экономической сфер жизни общества, ставятся высокие требования к системе

образования, которая должна обеспечить высокий уровень подготовленности

выпускников школ к условиям реальной жизни. 

Быстрый темп развития общественной жизни, науки и технологий, рыночные

отношения ставят к каждому человеку высокие профессиональные требования:  умение учиться в течение всей жизни, быть

коммуникативным, толерантным,  требуют

принятия решения о быстрых и качественных переменах в сфере обучения молодого

поколения в школе.

Таким образом, мы должны сформировать

независимую от чужих мнений и взглядов личность со своим видением окружающей

действительности. Ученики  должны

обладать таким набором качеств, как критическое осмысление всего происходящего

вокруг,  мотивированность,

ответственность, они  должны

разбираться  в цифровых технологиях и

свободно выражать свои мысли на многих языках, а также должны являть собой

высоконравственную, духовно-обогащенную, эстетически развитую личность.

В связи с вышеперечисленными

требованиями государства по воспитанию и обучения учеников с набором

перечисленных качеств ученика нового времени остро встает вопрос о том, готовы

ли мы готовить таких учеников и все ли в порядке у нас в школе на сегодняшний

день.

Актуальной

проблемой школы современности является всё более

снижающаяся успеваемость и уровень воспитания учащихся. Снижение

успеваемости  доказывают  результаты ЕНТ, которые наблюдаем каждый год,

результаты международных исследований TIMSS и PISA, которые показали, что у

наших школьников нет навыков применения полученных знаний в реальных жизненных

ситуациях.

В

последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост

числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Специалисты отмечают, что

негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране

ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях

интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает

число неуспевающих.

В

современном обществе все большее значение приобретает умение учиться,

формирующееся еще в детстве. Важным показателем этого умения является школьная

успеваемость, которая у определенного количества детей не достигает минимального

уровня. Практика показывает, что слабая успеваемость - многогранное явление,

имеющее сложную структуру и происхождение.

Ученик

может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него  причинам:

   

- пропуски занятий по болезни. Болезнь ослабляет

ребен­ка, ухудшает состояние его нерв­ной системы;

   

- слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;

   

- задержка психического развития. Часто 

дети  с диагнозом  обучаются в общеобразовательных классах в

связи с отсутствием  классов

коррекционных или нежеланием родителей перевести  ребенка в специализированный класс или школу;

  

- педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных

общеучебных  умений и навыков за

предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета,

отсутствие навыков самостоятельности в работе и др;

- прогулы;

- стрессовая тактика

педагогичес­ких воздействий;

- чрезмерная интенсификация

учебного процесса;

- несоответствие методик и

тех­нологий возрастным и функциональ­ным возможностям детей;

- нерациональная организация

учебного процесса.

Несмотря

на накопленный школой опыт уменьшения, а в ряде случаев и ликвидации

(недопущения) отставания детей в учебе, эта проблема остается актуальной.

Слабоуспевающих учащихся характеризуют следующие личностные свойства:

неспособность к обобщению, слабая осознанность мыслительной деятельности;

инертность, косность, пассивность, подражательность ума, явное несоответствие

между уровнем интуитивно-практического и словесно-логического мышления.     

Школьные

программы рассчитаны на среднего ребенка, но в классе обычно встречаются дети с

разной подготовкой к учебной деятельности, с разными возможностями и

способностями к обучению. Слабоуспевающие ученики, как правило, пассивны на

занятиях, не стремятся получить знания, избегают трудностей, отвлекаются в те

моменты, когда идет поиск, требуется напряжение мысли. Учителя не всегда

учитывают особенности понимания у таких детей, характер их мышления, уровень

подготовленности, работоспособности, общее развитие, интересы, потребности,

временное психическое состояние.

Слабоуспевающими принято считать  учащихся с невысокими умственными

способностями, плохо развитыми учебными умениями и навыками, низким уровнем

памяти или тех, у кого отсутствуют действенные мотивы учения.

Особенности

неуспевающих учащихся низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень

интеллектуального развития:

·                  

отсутствие познавательного интереса;

·                  

не сформированы элементарные

организационные навыки;

·                  

учащиеся требуют индивидуального подхода

с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения;

·                  

нет опоры на родителей как союзников

учителя – предметника;

·                  

дети, в основном, из асоциальных семей;

·                  

отсутствие адекватной самооценки со

стороны учащихся;

·                  

частые пропуски уроков без уважительной

причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого -

низкий уровень интеллекта.

Остановимся на причинах неуспеваемости

учащихся поподробнее.

Выделяют 3 основные причины неуспеваемости:

1.      

Физиологические;

2.      

Психологические;

3.       Социальные

Физиологические причины – частые болезни, общая слабость

здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушение двигательной

функции.

Психологические причины – особенности развития внимания,

памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи,

несформированность познавательных интересов, узость кругозора.

Социальные причины – неблагополучные условия жизни,

недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность

ребенка, материальное положение семьи.

Неуспеваемость возникает в результате выраженного

функционального напряжения, ухудшения здоровья, нарушения

социально-психологической адаптации, снижения успешности обучения (повышения

уровня неудовлетворенности оценок по основным предметам).

При этом в основе неуспеваемости лежит не одна из этих

причин, а несколько и довольно часто они действуют в комплексе. Отсюда у

ученика возникает ряд проблем: в общении, в поведении, в обучении.

С точки зрения психологии причина неуспеваемости

делится на 2 группы:

1.       Недостатки

познавательной деятельности

-    несформированность приемов учебной

деятельности;

- недостатки развития психических процессов, главным

образом мыслительной сферы ребенка;

- неадекватное использование ребенком своих

индивидуально-типологических особенностей.

2.       Недостатки в

развитии мотивационной сферы ребенка.

 

Действие факторов, причин, условий

преломляется в системе других факторов и в первую очередь - в психике ребенка.

В результате этого взаимодействия реализуется тот или иной вариант развития

процесса. Так, следствием влияния неблагоприятных семейных условий в одних

случаях может быть снижение успеваемости, в других - воспитание положительных

качеств характера, устойчивой учебной мотивации с тем, чтобы в дальнейшем

избежать сложной семейной обстановки.

Как можно помочь слабоуспевающему

ученику:

- Для закрепления необходимо более

длительное время и больший объем решаемых задач.

- Учитель для себя и для ученика должен

сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.

Как повысить работоспособность:

·                  

Разнообразить

виды деятельности.

·                  

Проветривать

кабинет.

·                  

Проводить

физминутки.

·                  

Всегда

надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.

Виды

работ со слабоуспевающими учениками:

·                  

Карточки

для индивидуальной работы.

·                  

Задания

с выбором ответа.

·                  

Деформированные

задания.

·                  

Перфокарты.

·                  

Карточки

- тренажеры.

·                  

Творческие

задания.

·                  

“карточки-информаторы”,

·                  

“карточки-с

образцами выполнения задания”,

·                  

“карточки-конспекты”.

 

Учитель

должен:

Знать

психическое развитие ребёнка:

·                  

-

восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный)

·                  

-

внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное)

·                  

-

память (вербальная, невербальная)

Стремиться понять и принять каждого

ребёнка

Создать спокойную обстановку и

благоприятный психологический климат на уроке.

Проявлять

·                  

-

разумную требовательность;

·                  

-

неиссякаемое терпение;

·                  

-

справедливую строгость;

·                  

-

веру в возможности ученика;

·                  

Уметь

встать на позиции ученика

·                  

НЕТ

насмешливому тону!

·                  

Уметь

вести непринуждённый диалог

·                  

Стремиться

к внешней занимательности

·                  

Использовать

средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план)

·                  

Учить

работать со словарями и другим справочным материалом.

 

В обучении применять

·                  -опережающее обучение;

·                  -различные формы групповой работы;

·                  -взаимоопрос, самоконтроль;

·                  -конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения;

·                 при формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий

аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию

психических процессов);

·                 рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!);

·                  применять частую смену видов деятельности на уроке;

·                  многократно проговаривать и закреплять материал урока;

·                  стремиться к алгоритмизации деятельности.

 

В работе со слабыми учащимися учитель

должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:

·                  Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа

на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.

·                  Желательно,

чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.

·                  Нельзя давать для усвоения в

ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно

постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их

постепенно, по мере усвоения.

·                  Не следует заставлять таких учеников

отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить

опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.

·                  Путём правильной тактики опросов и

поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец»,

«умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах,

в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в

экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ

и т. д.

·                  Следует осторожнее оценивать неудачи

ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.

·                  Во время подготовки учеником ответа

нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.

·                  Следует

в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание,

создавать спокойную, не нервозную обстановку.

       

Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют

делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю

дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых

успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад

его успехам, или огорчён его неудачами. Как этого добиться?

Здесь не обойтись без дифференцированного подхода в обучении.

Дифференцированный подход может быть

осуществлен на любом из этапов урока:

·         При закреплении.

·       При проверке домашнего задания.

·    При самостоятельной работе.

Решению этих и других проблем может

служить правильно организованная учителем поурочная система работы, основанная

на личностно – ориентированной педагогике

и использование такой базовой технологии, как обучение в сотрудничестве. 

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто

выполнять вместе.            

Для разнообразия учебных будней учителя

могут использовать разнообразные формы и жанры урока. Например:

·      урок-игра

·     урок-спектакль

·       урок-путешествие

·        урок-детектив

·      урок-сказка

·      урок-концерт

·      урок-картина

Современному учителю в своей практике

необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из

таких технологий является проектное

обучение. Метод проектов рассматривается как способ актуализации и

стимулирования познавательной деятельности учащихся. Что так необходимо в

работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися.

При работе над проектом у учащихся не

только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и

развивается внимание. Проектно-исследовательская деятельность позволяет

школьникам на практике применить знания, полученные на уроках.

Технология

критического мышления является на сегодня базовой

технологией, так как она наиболее оптимально развивает логическое мышление учащихся

и способствует ребенку, используя критическое мышления, решать все насущные

проблемы не только в учебе, но и в жизни, что позволяет ему более уверенно

стать социально-адаптированным членом общества.

Таким образом, мы увидели, что

слабоуспевающие учащиеся  в школе

злободневная насущная проблема, которая требует неотложного вмешательства

и  поиска её эффективного решения, так как

в нашей стране ведутся реформы по повышению уровня образования во всех  учебных заведениях , в школах внедряется

двенадцатилетнее образование. На учителя возлагаются большие надежды для того,

чтобы у детей появился стимул и чёткая мотивационная установка постигать знания

в школе.

Пытаясь разобраться в проблеме слабоуспевающих детей,

мы зачастую перекладываем груз ответственности и причину данной проблемы на

родителей, которые не ведут должный контроль за учеником, стараемся переложить

груз ответственности на курс обучения в начальном звене, когда у них были слабо

заложены базовые навыки чтения, письма, математические навыки, не была развита

речь ребенка, и психологи наших школ не могут провести хорошую работу со

слабоуспевающим учеником, пытаясь пробудить в нем желание учиться.

Решение проблем следует начинать с четкой системной

организации  работы с неуспевающими

учащимися. Грамотно составленный план работы с такими учениками, позволит

консолидировать работу учителей-предметников с классным руководителем и

психологом школы, позволит наладить тесную связь с родителями, влияние и

контроль со стороны которых важным звеном в стремлении ребенка учиться.

Выявление причин неуспеваемости, контроль и

диагностика успеваемости слабоуспевающих детей, разнообразие типов урока, форм

и методов педагогической деятельности, создание благоприятного психологического

климата на уроках и доброжелательно отношение к ребенку со стороны учителя,

когда ребенок не объект процесса обучения, а партнер и важный субъект обучения,

всё это вкупе должно привить в учащихся желание и интерес к постижению знаний,

сформировать в них чёткое понимание того, 

для чего они им необходимы знания и как пригодятся в жизни.

 

Просмотров: 706

Қосымшалар:



Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст