Будьте сами и человеком, и младенцем, для того, чтобы учить ребенка.
В.Ф. Одоевский.
Сегодня
перед государством стоит задача перестройки системы общеобразовательных школ на
двенадцатилетнее обучение, которое в корне будет отличаться от системы
нынешнего обучения в школах.
Перед
педагогами страны стоят нелегкие задачи:
через обучение и воспитание социализация личности, образованной, с
высокой культурой, критически осмысливающей всю объективную реальность, владеющей основными компетентностями
(информационная, коммуникативная, социальная и др.) и владеющая навыками решения реальных
проблем.
В современном сложном и быстро
меняющемся мире, характеризующейся глобализацией социально-политической,
экономической сфер жизни общества, ставятся высокие требования к системе
образования, которая должна обеспечить высокий уровень подготовленности
выпускников школ к условиям реальной жизни.
Быстрый темп развития общественной жизни, науки и технологий, рыночные
отношения ставят к каждому человеку высокие профессиональные требования: умение учиться в течение всей жизни, быть
коммуникативным, толерантным, требуют
принятия решения о быстрых и качественных переменах в сфере обучения молодого
поколения в школе.
Таким образом, мы должны сформировать
независимую от чужих мнений и взглядов личность со своим видением окружающей
действительности. Ученики должны
обладать таким набором качеств, как критическое осмысление всего происходящего
вокруг, мотивированность, ответственность,
они должны разбираться в цифровых технологиях и свободно выражать
свои мысли на многих языках, а также должны являть собой высоконравственную,
духовно-обогащенную, эстетически развитую личность.
В связи с вышеперечисленными
требованиями государства по воспитанию и обучения учеников с набором
перечисленных качеств ученика нового времени остро встает вопрос о том, готовы
ли мы готовить таких учеников и все ли в порядке у нас в школе на сегодняшний
день.
Актуальной
проблемой школы современности является всё более
снижающаяся успеваемость и уровень воспитания учащихся. Снижение
успеваемости доказывают результаты ЕНТ, которые наблюдаем каждый год,
результаты международных исследований TIMSS и PISA, которые показали, что у
наших школьников нет навыков применения полученных знаний в реальных жизненных
ситуациях.
В
последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост
числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Специалисты отмечают, что
негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране
ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях
интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно
возрастает число неуспевающих.
В
современном обществе все большее значение приобретает умение учиться,
формирующееся еще в детстве. Важным показателем этого умения является школьная
успеваемость, которая у определенного количества детей не достигает
минимального уровня. Практика показывает, что слабая успеваемость -
многогранное явление, имеющее сложную структуру и происхождение.
Ученик
может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:
- пропуски занятий по болезни. Болезнь
ослабляет ребенка, ухудшает состояние его нервной системы;
- слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
- задержка психического развития. Часто
дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в
связи с отсутствием классов
коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;
- педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных
общеучебных умений и навыков за
предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета,
отсутствие навыков самостоятельности в работе и др;
- прогулы;
- стрессовая тактика
педагогических воздействий;
- чрезмерная интенсификация
учебного процесса;
- несоответствие методик и
технологий возрастным и функциональным возможностям детей;
- нерациональная организация
учебного процесса.
Несмотря
на накопленный школой опыт уменьшения, а в ряде случаев и ликвидации
(недопущения) отставания детей в учебе, эта проблема остается актуальной.
Слабоуспевающих учащихся характеризуют следующие личностные свойства:
неспособность к обобщению, слабая осознанность мыслительной деятельности;
инертность, косность, пассивность, подражательность ума, явное несоответствие
между уровнем интуитивно-практического и словесно-логического мышления.
Школьные
программы рассчитаны на среднего ребенка, но в классе обычно встречаются дети с
разной подготовкой к учебной деятельности, с разными возможностями и
способностями к обучению. Слабоуспевающие ученики, как правило, пассивны на
занятиях, не стремятся получить знания, избегают трудностей, отвлекаются в те
моменты, когда идет поиск, требуется напряжение мысли. Учителя не всегда
учитывают особенности понимания у таких детей, характер их мышления, уровень
подготовленности, работоспособности, общее развитие, интересы, потребности,
временное психическое состояние.
Слабоуспевающими принято считать учащихся с невысокими умственными
способностями, плохо развитыми учебными умениями и навыками, низким уровнем
памяти или тех, у кого отсутствуют действенные мотивы учения.
Особенности
неуспевающих учащихся низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень
интеллектуального развития:
·
отсутствие познавательного интереса;
·
не сформированы элементарные
организационные навыки;
·
учащиеся требуют индивидуального подхода
с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения;
·
нет опоры на родителей как союзников
учителя – предметника;
·
дети, в основном, из асоциальных семей;
·
отсутствие адекватной самооценки со
стороны учащихся;
·
частые пропуски уроков без уважительной
причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого -
низкий уровень интеллекта.
Остановимся на причинах неуспеваемости
учащихся поподробнее.
Выделяют 3 основные причины неуспеваемости:
1.
Физиологические;
2.
Психологические;
3. Социальные
Физиологические причины – частые болезни, общая слабость
здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушение двигательной
функции.
Психологические причины – особенности развития внимания,
памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи,
несформированность познавательных интересов, узость кругозора.
Социальные причины – неблагополучные условия жизни,
недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность
ребенка, материальное положение семьи.
Неуспеваемость возникает в результате выраженного
функционального напряжения, ухудшения здоровья, нарушения
социально-психологической адаптации, снижения успешности обучения (повышения
уровня неудовлетворенности оценок по основным предметам).
При этом в основе неуспеваемости лежит не одна из этих
причин, а несколько и довольно часто они действуют в комплексе. Отсюда у
ученика возникает ряд проблем: в общении, в поведении, в обучении.
С точки зрения психологии причина неуспеваемости
делится на 2 группы:
1. Недостатки
познавательной деятельности
- несформированность приемов учебной
деятельности;
- недостатки развития психических процессов, главным
образом мыслительной сферы ребенка;
- неадекватное использование ребенком своих
индивидуально-типологических особенностей.
2. Недостатки в
развитии мотивационной сферы ребенка.
Действие факторов, причин, условий
преломляется в системе других факторов и в первую очередь - в психике ребенка.
В результате этого взаимодействия реализуется тот или иной вариант развития
процесса. Так, следствием влияния неблагоприятных семейных условий в одних
случаях может быть снижение успеваемости, в других - воспитание положительных
качеств характера, устойчивой учебной мотивации с тем, чтобы в дальнейшем
избежать сложной семейной обстановки.
Как можно помочь слабоуспевающему
ученику:
- Для закрепления необходимо более
длительное время и больший объем решаемых задач.
- Учитель для себя и для ученика должен
сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.
Как повысить работоспособность:
·
Разнообразить
виды деятельности.
·
Проветривать
кабинет.
·
Проводить
физминутки.
·
Всегда
надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.
Виды
работ со слабоуспевающими учениками:
·
Карточки
для индивидуальной работы.
·
Задания
с выбором ответа.
·
Деформированные
задания.
·
Перфокарты.
·
Карточки
- тренажеры.
·
Творческие
задания.
·
“карточки-информаторы”,
·
“карточки-с
образцами выполнения задания”,
·
“карточки-конспекты”.
Учитель
должен:
Знать
психическое развитие ребёнка:
·
-
восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный)
·
-
внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное)
·
-
память (вербальная, невербальная)
Стремиться понять и принять каждого
ребёнка
Создать спокойную обстановку и
благоприятный психологический климат на уроке.
Проявлять
·
-
разумную требовательность;
·
-
неиссякаемое терпение;
·
-
справедливую строгость;
·
-
веру в возможности ученика;
·
Уметь
встать на позиции ученика
·
НЕТ
насмешливому тону!
·
Уметь
вести непринуждённый диалог
·
Стремиться
к внешней занимательности
·
Использовать
средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план)
·
Учить
работать со словарями и другим справочным материалом.
В
обучении применять
·
-
опережающее обучение;
·
-
различные формы групповой работы;
·
-
взаимоопрос, самоконтроль;
·
-
конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения;
·
при
формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий
аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию
психических процессов);
·
рационально
распределять учебный материал (трудное – сначала!);
·
применять
частую смену видов деятельности на уроке;
·
многократно
проговаривать и закреплять материал урока;
·
стремиться
к алгоритмизации деятельности.
В работе со слабыми учащимися учитель
должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:
·
Не
ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа
на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
·
Желательно,
чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
·
Нельзя давать для усвоения в
ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно
постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их
постепенно, по мере усвоения.
·
Не следует заставлять таких учеников
отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить
опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
·
Путём правильной тактики опросов и
поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец»,
«умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах,
в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в
экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ
и т. д.
·
Следует осторожнее оценивать неудачи
ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
·
Во время подготовки учеником ответа
нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
·
Следует
в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание,
создавать спокойную, не нервозную обстановку.
Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют
делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю
дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых
успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад
его успехам, или огорчён его неудачами. Как этого добиться?
Здесь не обойтись без дифференцированного подхода в обучении.
Дифференцированный подход может быть
осуществлен на любом из этапов урока:
·
При закреплении.
·
При проверке домашнего задания.
·
При самостоятельной работе.
Решению этих и других проблем может
служить правильно организованная учителем поурочная система работы, основанная
на личностно – ориентированной педагогике
и использование такой базовой технологии, как обучение в сотрудничестве.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто
выполнять вместе.
Для разнообразия учебных будней учителя
могут использовать разнообразные формы и жанры урока. Например:
·
урок-игра
·
урок-спектакль
·
урок-путешествие
·
урок-детектив
·
урок-сказка
·
урок-концерт
·
урок-картина
Современному учителю в своей практике
необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из
таких технологий является проектное
обучение. Метод проектов рассматривается как способ актуализации и
стимулирования познавательной деятельности учащихся. Что так необходимо в
работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися.
При работе над проектом у учащихся не
только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и
развивается внимание. Проектно-исследовательская деятельность позволяет
школьникам на практике применить знания, полученные на уроках.
Технология
критического мышления является на сегодня базовой
технологией, так как она наиболее оптимально развивает логическое мышление учащихся
и способствует ребенку, используя критическое мышления, решать все насущные
проблемы не только в учебе, но и в жизни, что позволяет ему более уверенно
стать социально-адаптированным членом общества.
Таким образом, мы увидели, что
слабоуспевающие учащиеся в школе
злободневная насущная проблема, которая требует неотложного вмешательства
и поиска её эффективного решения, так как
в нашей стране ведутся реформы по повышению уровня образования во всех учебных заведениях , в школах внедряется
двенадцатилетнее образование. На учителя возлагаются большие надежды для того,
чтобы у детей появился стимул и чёткая мотивационная установка постигать знания
в школе.
Пытаясь разобраться в проблеме слабоуспевающих детей,
мы зачастую перекладываем груз ответственности и причину данной проблемы на
родителей, которые не ведут должный контроль за учеником, стараемся переложить
груз ответственности на курс обучения в начальном звене, когда у них были слабо
заложены базовые навыки чтения, письма, математические навыки, не была развита
речь ребенка, и психологи наших школ не могут провести хорошую работу со
слабоуспевающим учеником, пытаясь пробудить в нем желание учиться.
Решение проблем следует начинать с четкой системной
организации работы с неуспевающими
учащимися. Грамотно составленный план работы с такими учениками, позволит
консолидировать работу учителей-предметников с классным руководителем и
психологом школы, позволит наладить тесную связь с родителями, влияние и
контроль со стороны которых важным звеном в стремлении ребенка учиться.
Выявление причин неуспеваемости, контроль и
диагностика успеваемости слабоуспевающих детей, разнообразие типов урока, форм
и методов педагогической деятельности, создание благоприятного психологического
климата на уроках и доброжелательно отношение к ребенку со стороны учителя,
когда ребенок не объект процесса обучения, а партнер и важный субъект обучения,
всё это вкупе должно привить в учащихся желание и интерес к постижению знаний,
сформировать в них чёткое понимание того,
для чего они им необходимы знания и как пригодятся в жизни.