Шаманизм
Пожалуй,ни одна религия в истории человечества не вызывала столько бурных споров о
себе. Что представляет собой шаманизм? Сколь давно он существует? Какие народы
можно считать "шаманскими", то есть принадлежащими к тому
культурно-историческому ареалу, где слова шаманизм и жизнь - почти синонимы. И
кто такой шаман? Он жрец, экстрасенс, гипнотизер, психически больной человек,
фокусник? Неспециалисту, когда он впервые что-то узнает о шаманизме из
литературы или услышит рассказы очевидцев, видевших камлание, бывает непросто
решить для себя вопрос, что это: религия, театральное действо, сеанс массового
гипноза...
Доктор исторических наук Н. ЖУКОВСКАЯ.
В Европе первые сведения о шаманах появились в XVII веке в записках
путешественников, дипломатов, исследователей. В течение XVIII-XIX веков поток
литературы о них постоянно нарастал. А в ХХ веке интерес к шаманизму, как это
ни странно, не только не угас, а, напротив, активизировался.
В России, США, Великобритании, во Франции, в Германии, Венгрии, Италии, Финляндии,
Индии, Китае, Японии, Швеции и других странах созданы научные антропологические
центры, кафедры в университетах, при которых обязательно есть специалисты по
шаманизму.
Несмотря на обилие исследователей и исследований, а может быть, как раз именно поэтому,
споры о шаманизме не умолкают. По-прежнему нет единого мнения о возрасте
шаманизма: диапазон - от палеолита до средневековья. До сих пор идут дискуссии
и о географии шаманизма: одни считают, что это только Сибирь, Центральная Азия,
Север Европы; другие - что это чуть ли не весь мир: вся Азия, Северная и Южная
Америка, Африка, Кавказ.
И, конечно, по-прежнему нет единообразия в определении того, что такое шаманизм.
Наверное, каждый, и исследователь шаманизма, и просто случайный очевидец шаманского камлания,
бывает поражен увиденным. Запоминается костюм шамана, увешанный металлическими
изображениями зверей и птиц, головной убор, увенчанный настоящими рогами или их
металлическим подобием; на лице - повязка с бахромой, прикрывающая глаза.
Обтянутый кожей бубен с рисунками, металлическими подвесками или без них. С его
помощью шаман постепенно приводит себя в транс. Под нарастающую дробь он
кружится, выкрикивает какие-то непонятные слова, вызывая дрожь, а то и страх у
присутствующих.
Добавьте к этой картине полумрак закрытой юрты или яранги, тлеющий в центре жилья очаг и
вы прочувствуете состояние участника камлания, поймете, что такое зрелище не
забудешь.
Вероятно, этот внешний антураж и породил то определение шаманизма, которое наиболее часто
встречается в научной литературе и в справочниках: "Шаманизм - одна из
ранних форм религии, основанная на вере в существование духов, населяющих
окружающий нас мир, и в особого посредника - шамана, избранного самими духами,
обеспечивающего возможность вступления в контакт людей и этих духов,
достигающего этого контакта путем погружения в состояние транса".
Попытаюсь кратко определить круг основных понятий, составляющих суть этого сложного
многогранного явления.
Начнем с названия. Шаманизм, шаманство. Первый термин - западноевропейский, второй -
русский. Слова шаманизм и шаман приняты мировой наукой как научные термины.
Однако каждый народ своих шаманов называет по-своему: алтайцы, хакасы, тувинцы
говорят - кам; якуты - ойун; казахи, киргизы, туркмены - баксы или бакши;
буряты и монголы - бё; эскимосы - ангакок; семанги, жители Малаккского
полуострова - халак; меланау с острова Калимантан - орангбаёх; индейцы команчи
Северной Америки - пухакут; гурунги Непала - поджу... Этот список достаточно
длинный.