«Ақмола облысы білім басқармасының  Жарқайың ауданы бойынша білім бөлімі  Үшқарасу ауылының  негізгі орта мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Основная средняя школа села Ушкарасу отдела образования по Жаркаинскому району управления образования Акмолинской области»

СоцСети

      

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

04.07.2018

Шаманизм

Пожалуй,ни одна религия в истории человечества не вызывала столько бурных споров о

себе. Что представляет собой шаманизм? Сколь давно он существует? Какие народы

можно считать "шаманскими", то есть принадлежащими к тому

культурно-историческому ареалу, где слова шаманизм и жизнь - почти синонимы. И

кто такой шаман? Он жрец, экстрасенс, гипнотизер, психически больной человек,

фокусник? Неспециалисту, когда он впервые что-то узнает о шаманизме из

литературы или услышит рассказы очевидцев, видевших камлание, бывает непросто

решить для себя вопрос, что это: религия, театральное действо, сеанс массового

гипноза...

Доктор исторических наук Н. ЖУКОВСКАЯ.

В Европе первые сведения о шаманах появились в XVII веке в записках

путешественников, дипломатов, исследователей. В течение XVIII-XIX веков поток

литературы о них постоянно нарастал. А в ХХ веке интерес к шаманизму, как это

ни странно, не только не угас, а, напротив, активизировался.

В России, США, Великобритании, во Франции, в Германии, Венгрии, Италии, Финляндии,

Индии, Китае, Японии, Швеции и других странах созданы научные антропологические

центры, кафедры в университетах, при которых обязательно есть специалисты по

шаманизму.

Несмотря на обилие исследователей и исследований, а может быть, как раз именно поэтому,

споры о шаманизме не умолкают. По-прежнему нет единого мнения о возрасте

шаманизма: диапазон - от палеолита до средневековья. До сих пор идут дискуссии

и о географии шаманизма: одни считают, что это только Сибирь, Центральная Азия,

Север Европы; другие - что это чуть ли не весь мир: вся Азия, Северная и Южная

Америка, Африка, Кавказ.

И, конечно, по-прежнему нет единообразия в определении того, что такое шаманизм.

Наверное, каждый, и исследователь шаманизма, и просто случайный очевидец шаманского камлания,

бывает поражен увиденным. Запоминается костюм шамана, увешанный металлическими

изображениями зверей и птиц, головной убор, увенчанный настоящими рогами или их

металлическим подобием; на лице - повязка с бахромой, прикрывающая глаза.

Обтянутый кожей бубен с рисунками, металлическими подвесками или без них. С его

помощью шаман постепенно приводит себя в транс. Под нарастающую дробь он

кружится, выкрикивает какие-то непонятные слова, вызывая дрожь, а то и страх у

присутствующих.

Добавьте к этой картине полумрак закрытой юрты или яранги, тлеющий в центре жилья очаг и

вы прочувствуете состояние участника камлания, поймете, что такое зрелище не

забудешь.

Вероятно, этот внешний антураж и породил то определение шаманизма, которое наиболее часто

встречается в научной литературе и в справочниках: "Шаманизм - одна из

ранних форм религии, основанная на вере в существование духов, населяющих

окружающий нас мир, и в особого посредника - шамана, избранного самими духами,

обеспечивающего возможность вступления в контакт людей и этих духов,

достигающего этого контакта путем погружения в состояние транса".

Попытаюсь кратко определить круг основных понятий, составляющих суть этого сложного

многогранного явления.

Начнем с названия. Шаманизм, шаманство. Первый термин - западноевропейский, второй -

русский. Слова шаманизм и шаман приняты мировой наукой как научные термины.

Однако каждый народ своих шаманов называет по-своему: алтайцы, хакасы, тувинцы

говорят - кам; якуты - ойун; казахи, киргизы, туркмены - баксы или бакши;

буряты и монголы - бё; эскимосы - ангакок; семанги, жители Малаккского

полуострова - халак; меланау с острова Калимантан - орангбаёх; индейцы команчи

Северной Америки - пухакут; гурунги Непала - поджу... Этот список достаточно

длинный.

Просмотров: 226

Қосымшалар:



Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст