Особенности работы классного руководителя с детьми
«группы риска»
Работа классного
руководителя с детьми «группы риска» включает в себя две основные составляющие [10, с.45]:
1) выявление детей этой
категории в детской среде и организация работы с ними;
2) непосредственная
индивидуальная и групповая работа с детьми «группы риска».
Если выстраивать определенную ступеньку работы
классного руководителя с такими детьми, то она будет выглядеть следующим
образом:
-
выявление детей группы риска;
-
диагностирование таких детей, изучение проблем таких детей;
-
составление определенной программы профилактики или
коррекции;
-
воплощение программы в жизнь;
-
подведение итогов, коррекция полученных результатов.
Основными принципами организации квалифицированной
педагогической помощи ребенку «группы риска» и его семье, которыми необходимо
руководствоваться классному руководителю, выступают:
-
эмоциональное и интеллектуальное сопереживание;
-
заинтересованность;
-
содействие;
-
доверие.
Работу классного руководителя
в школе с детьми «группы риска» можно разделить на следующие этапы:
1 этап – Изучение первичной информации об учащихся классного
коллектива:
-
личные дела учащихся;
-
результаты медицинского обследования;
-
психолого-педагогические характеристики;
-
результаты успеваемости, посещаемости учебных занятий;
-
результаты диагностирования педагога-психолога;
-
жизнедеятельность учащихся вне школы;
-
в каких семьях и условиях проживают данные учащиеся (знакомится с
актами посещения и картами учащегося, составленными предыдущим классным
руководителем).
2 этап - Выявление учащихся
группы риска:
-
составляет карту класса по выявлению детей группы риска;
-
выявляет учащихся группы риска в соответствии с
классификацией;
-
составляет банк данных учащихся группы риска в классном
коллективе.
3 этап – Диагностирование
детей группы риска, выявление проблем, причем важнейшим инструментом
педагогической диагностики выступает педагогическое наблюдение, которое
предопределяет успешность как диагностики, так и последующих мер влияния и
педагогического взаимодействия ребенка и классного руководителя;
-
выявляет личностные особенности и достоинства обучающегося, его
«проблемное поле»; изучает и оценивает особенности деятельности и обучения
школьника; устанавливает причины неадекватного поведения детей, подростков,
причины социального неблагополучия их семей; выявляет обучающихся с
эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии.
4 этап – Составление программы профилактической работы с детьми
«Группы риска»; классный руководитель планирует воспитательную деятельность классного коллектива с учетом форм и методов работы с учащимися, находящимися в зоне или группе риска. При планировании необходимо учесть взаимодействие со специалистами школы: педагогом-организатором, психологом, социальным педагогом, медицинским работником, учителями-предметниками, педагогами дополнительного