«Ақмола облысы білім басқармасының  Жарқайың ауданы бойынша білім бөлімі  Үшқарасу ауылының  негізгі орта мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Основная средняя школа села Ушкарасу отдела образования по Жаркаинскому району управления образования Акмолинской области»

СоцСети

      

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

14.01.2018

Воспитание

интереса к учебе  у младшего школьника


Многие родители, у которых есть дети школьного и дошкольного возраста,

сталкиваются с проблемой отсутствия мотивации к учебе у ребенка. Как же

сформировать у школьника желание учиться? Как сделать так, чтобы у него не пропадал

внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий надо

будет для этого приложить? Как сформировать мотивацию к обучению у школьника,

который считает, что учиться в школе скучно?

Одна из основных проблем современной педагогики – отсутствие желания и интереса

детей учиться, получать знания. У одних детей мотивация  к учебному процессу исчезает, не успев

появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем.

Однако вопрос остается актуальным

и по сей день во многих семьях. Некоторые родители предлагают ставить в пример

сегодняшних успешных людей, олигархов, пугают работой дворником и грузчиком, а

кто-то уверен, что интерес ребенка к обучению зависит от учителей и психологов,

тем самым перекладывая с себя ответственность на плечи школы. Другие же

предлагают радикальные способы решения этого вопроса: наказывать за плохие

оценки, лишать компьютера, планшетов, телефона, прогулок, общения с друзьями и

вкусностей за каждую оценку ниже 4, среди таких родителей встречаются и те, кто

прибегает к старым проверенным методам, как ремень и скалка.


Цель  данной статьи предложить всем

родителям взглянуть на вопрос мотивации к обучению у школьника с других сторон.



Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или

овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья. Обучение

можно даже превратить в одержимость, поэтому очень важна правильная дозировка

стимуляции. Если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать задание, и, тем

не менее, справляется с работой, степень ощущения успеха наивысшая. И, конечно

же, мотивация к обучению у школьника становится очень сильной. А вот если

ожидаемого вознаграждения или похвалы не следует или предъявляются завышенные

требования, система вознаграждения лопается. То же самое происходит, если успех

становится чем-то само собой разумеющимся. И в этом случае сформировать у

школьника желание учиться будет практически невозможно.


Наверное, вы замечали это явление у своего ребенка: первый раз, сумев правильно

разложить картинки, кубики или конструктор он был очень горд собой, а на

четвертый - пятый раз, оставался, совершенно спокоен. Это и есть мотивация к

обучению с научной точки зрения. И зарождается она совсем не в школе, а гораздо

раньше - еще в младенческом возрасте в домашних условиях. Именно родители

развивают в ребенке желание постигать новое и формируют у него желание учиться.

Многие из нас при воспитании детей выбирают разные способы усиления мотивации к

познанию. У каждого из этих способов в зависимости от стиля воспитания разные

результаты, в каждом из них есть положительные и отрицательные стороны но,

самое главное, это стимулирует нас родителей к самосовершенствованию в течение

всей жизни.


Итогом формирования мотивации к обучению является школьная успеваемость. Но для

многих школьников и их родителей время, отведенное для выполнения домашних

заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родителям приходится много

раз призывать ребенка сесть за уроки. Вместо того чтобы делать уроки, ученик

смотрит в окно, рисует маленьких человечков в тетрадке или грызет карандаш,

либо его невозможно оторвать от телевизора или компьютера. Родители теряют

терпение, и – слово за слово – разгорается скандал. Ребенок не получает

удовольствия от учебы, находясь под постоянным давлением взрослых и, как

следствие, полностью теряет интерес и желание учиться. Родителям все сложнее

находить доводы для усиления мотивации к обучению, ведь в понимании ребенка

утверждается уверенность: школа - это каторга. Подобное происходит со многими

детьми, и дело тут не в недостатке способностей…


Школьные успехи и неудачи – это не показатель исключительно умственного

развития и способностей школьника. Школьная успеваемость, скорее, это сумма

умений, навыков, знаний и желания учиться. Ребенку, не заинтересованному в

обучении, очень сложно получить знания и суметь их применить на практике.

Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой неуспеваемости и

интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к

отклонениям в поведении.


Ежегодно у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе и мотивация к

обучению снижается. Причем если раньше в такую категорию детей попадали, в

основном, подростки – в связи с переходным периодом – то теперь неуклонно

снижается мотивация к обучению даже у малышей в начальной школе.


Взрослые часто говорят детям о том, что «не будешь учиться – станешь

дворником». Такая далекая перспектива никак не влияет на мотивацию к обучению.

Ребенка интересует ближайшая перспектива. Но ему трудно, он не справляется.

Трудности в учебе формируют нежелание учиться у тех, кого родители не приучили

их преодолевать. Как правило, такие дети не любят учиться. Причиной отсутствия

мотивации может быть и прошлый неудачный опыт (два раза не получилось, третий

раз не буду и пытаться). Родителям необходимо учить ребенка «не сдаваться», а

продолжать стремиться к результату, верить в себя и свои силы и тогда результат

не заставит себя ждать.


Надеюсь, что каждый заинтересованный родитель и педагог, поняв механизмы и

применив на практике полученную информацию, сможет сформировать у школьника

желание учиться. Ведь только имея мотивацию к обучению и развитию, ребенок

сможет вырасти целеустремленным человеком, способным на ответственные решения.


Сколько бы вы не объясняли, что учится он для себя, в расчете на будущее, вряд

ли это дойдет до сознания ребенка. Запомните, маленькие дети учатся для вас,

ради вашей похвалы и признательности. Не надоедайте ему нотациями, а сделайте

ставку на любознательность. Тогда и учеба станет для него радостным открытием,

и круг интересов постепенно расширится.


Помните, что Ваш ребенок – это личность, ничего не должная Вам, но до какого-то

момента зависящая от Вас и нуждающаяся в Вашей поддержке и в Вашем признании ее

как самодостаточной.

Просмотров: 307

Қосымшалар:



Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст