Воспитание
интереса к учебе у младшего школьника
Многие родители, у которых есть дети школьного и дошкольного возраста,
сталкиваются с проблемой отсутствия мотивации к учебе у ребенка. Как же
сформировать у школьника желание учиться? Как сделать так, чтобы у него не пропадал
внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий надо
будет для этого приложить? Как сформировать мотивацию к обучению у школьника,
который считает, что учиться в школе скучно?
Одна из основных проблем современной педагогики – отсутствие желания и интереса
детей учиться, получать знания. У одних детей мотивация к учебному процессу исчезает, не успев
появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем.
Однако вопрос остается актуальным
и по сей день во многих семьях. Некоторые родители предлагают ставить в пример
сегодняшних успешных людей, олигархов, пугают работой дворником и грузчиком, а
кто-то уверен, что интерес ребенка к обучению зависит от учителей и психологов,
тем самым перекладывая с себя ответственность на плечи школы. Другие же
предлагают радикальные способы решения этого вопроса: наказывать за плохие
оценки, лишать компьютера, планшетов, телефона, прогулок, общения с друзьями и
вкусностей за каждую оценку ниже 4, среди таких родителей встречаются и те, кто
прибегает к старым проверенным методам, как ремень и скалка.
Цель данной статьи предложить всем
родителям взглянуть на вопрос мотивации к обучению у школьника с других сторон.
Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или
овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья. Обучение
можно даже превратить в одержимость, поэтому очень важна правильная дозировка
стимуляции. Если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать задание, и, тем
не менее, справляется с работой, степень ощущения успеха наивысшая. И, конечно
же, мотивация к обучению у школьника становится очень сильной. А вот если
ожидаемого вознаграждения или похвалы не следует или предъявляются завышенные
требования, система вознаграждения лопается. То же самое происходит, если успех
становится чем-то само собой разумеющимся. И в этом случае сформировать у
школьника желание учиться будет практически невозможно.
Наверное, вы замечали это явление у своего ребенка: первый раз, сумев правильно
разложить картинки, кубики или конструктор он был очень горд собой, а на
четвертый - пятый раз, оставался, совершенно спокоен. Это и есть мотивация к
обучению с научной точки зрения. И зарождается она совсем не в школе, а гораздо
раньше - еще в младенческом возрасте в домашних условиях. Именно родители
развивают в ребенке желание постигать новое и формируют у него желание учиться.
Многие из нас при воспитании детей выбирают разные способы усиления мотивации к
познанию. У каждого из этих способов в зависимости от стиля воспитания разные
результаты, в каждом из них есть положительные и отрицательные стороны но,
самое главное, это стимулирует нас родителей к самосовершенствованию в течение
всей жизни.
Итогом формирования мотивации к обучению является школьная успеваемость. Но для
многих школьников и их родителей время, отведенное для выполнения домашних
заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родителям приходится много
раз призывать ребенка сесть за уроки. Вместо того чтобы делать уроки, ученик
смотрит в окно, рисует маленьких человечков в тетрадке или грызет карандаш,
либо его невозможно оторвать от телевизора или компьютера. Родители теряют
терпение, и – слово за слово – разгорается скандал. Ребенок не получает
удовольствия от учебы, находясь под постоянным давлением взрослых и, как
следствие, полностью теряет интерес и желание учиться. Родителям все сложнее
находить доводы для усиления мотивации к обучению, ведь в понимании ребенка
утверждается уверенность: школа - это каторга. Подобное происходит со многими
детьми, и дело тут не в недостатке способностей…
Школьные успехи и неудачи – это не показатель исключительно умственного
развития и способностей школьника. Школьная успеваемость, скорее, это сумма
умений, навыков, знаний и желания учиться. Ребенку, не заинтересованному в
обучении, очень сложно получить знания и суметь их применить на практике.
Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой неуспеваемости и
интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к
отклонениям в поведении.
Ежегодно у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе и мотивация к
обучению снижается. Причем если раньше в такую категорию детей попадали, в
основном, подростки – в связи с переходным периодом – то теперь неуклонно
снижается мотивация к обучению даже у малышей в начальной школе.
Взрослые часто говорят детям о том, что «не будешь учиться – станешь
дворником». Такая далекая перспектива никак не влияет на мотивацию к обучению.
Ребенка интересует ближайшая перспектива. Но ему трудно, он не справляется.
Трудности в учебе формируют нежелание учиться у тех, кого родители не приучили
их преодолевать. Как правило, такие дети не любят учиться. Причиной отсутствия
мотивации может быть и прошлый неудачный опыт (два раза не получилось, третий
раз не буду и пытаться). Родителям необходимо учить ребенка «не сдаваться», а
продолжать стремиться к результату, верить в себя и свои силы и тогда результат
не заставит себя ждать.
Надеюсь, что каждый заинтересованный родитель и педагог, поняв механизмы и
применив на практике полученную информацию, сможет сформировать у школьника
желание учиться. Ведь только имея мотивацию к обучению и развитию, ребенок
сможет вырасти целеустремленным человеком, способным на ответственные решения.
Сколько бы вы не объясняли, что учится он для себя, в расчете на будущее, вряд
ли это дойдет до сознания ребенка. Запомните, маленькие дети учатся для вас,
ради вашей похвалы и признательности. Не надоедайте ему нотациями, а сделайте
ставку на любознательность. Тогда и учеба станет для него радостным открытием,
и круг интересов постепенно расширится.
Помните, что Ваш ребенок – это личность, ничего не должная Вам, но до какого-то
момента зависящая от Вас и нуждающаяся в Вашей поддержке и в Вашем признании ее
как самодостаточной.