Доклад на тему « Использование Программы «Эффективное
обучение» в практику преподавания и обучения».
Цель: осуществление поддержки инновационных процессов в образовании, обеспечивающих
эффективность методической работы.
Ожидаемые результаты:
· Сформированность
основ концептуального понимания и практических навыков учителя в контексте семи
модулей, составляющих основу Программы;
· Готовность
учителя к активному функционированию в рамках профессионального сообщества
учителей школы.
Слайд №1 «Использование 7 модулей Программы в практику преподавания и обучения»
Я работаю учителем математики уже более 5 лет. Каждый урок требует чего -то
нового, интересного. Важная задача учителя увлечь детей за собой. Поэтому моим
кредо являются слова К. Д. Ушинского: "Вечно изобретать, пробовать,
совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской
жизни".
Слайд №2 «Учитель- мастер
Все годы работы учитель учится у мастеров педагогического труда. Кто такой
учитель - мастер?
Как я понимаю слово "мастер"?
М - мудрость, приобретается с годами.
А - активность, в ней сила, здоровье, успех.
С - счастье, А.С.Макаренко писал: "Научить человека быть счастливым
нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым - можно!"
Т - творчество, ведь, чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в
себе.
Е - единство, только в единстве учитель - ученик - родитель можно добиться всех
поставленных целей, создать атмосферу доверия и ситуацию успеха.
Р - результат, я хочу видеть своих учеников уверенными, умело выбирающими свой
путь в жизни.
Слайд №3 «Традиционный урок»
Итак,
представьте себе традиционный урок…
Вы
встречались с детьми, которые :
-опускают
руки после первой же неудачи;
-не пытаются
преодолеть препятствия;
-отказываются
выполнять задание, которое представляется им сложным;
-чаще всего
находятся в состоянии апатии;
- пассивны в
познавательной деятельности;
-испытывают
трудности в общении со сверстниками и взрослыми.
Слайд №4; «Как повысить мотивацию учащегося к обучению?»
Учитель объясняет - учащиеся слушают. Слушать надо внимательно всем, а вызовут одного -
двух. Но зачем тогда слушать?- делает вывод ученик. Если учитель вызовет, тогда
и начну думать. Сколько времени теряется при этом из урока в урок. Перед собой
я поставила вопрос: « Как заинтересовать ученика? Как его вовлечь в учебный
процесс? »
Слайд №5 « 7модулей Программы»
Благодаря «Программе курсов повышения квалификации педагогических работников Республики
Казахстан» третьего (базового) уровня ,я смог ответить на свой вопрос и
усовершенствовать свою педагогическую практику. Нужно было перестроить
привычную структуру урока так, чтобы каждая минута рабочего времени каждого
ученика был занят активной деятельностью, общением учащихся друг с другом,
овладением приёмами самостоятельной работы.
7 модулей
Программы:
1. Новые
подходы в обучении и преподавании.
2. Обучение
критическому мышлению.
3. Оценивание для обучения и оценивание обучения.
4.Использование ИКТ, в преподавании образования.
5. Преподавание и обучение в соответствии возрастными особенностями учеников.
6. Обучение одарённых и талантливых учеников.
7. Управление и лидерство в обучении.
Слайд №6-7 «Конструктивистское преподавание»
Научно-теоретические
идеи Программы основаны на конструктивистских взглядах на обучение. Цель конструктивистского
преподавания- развить
глубокое понимание предмета учеником, обеспечив использование и применение им
знаний вне класса.
Слайд №8-9 «Новые подходы в преподавании и обучении»
Новые идеи, с которыми мы не встречались ранее – это обучение через диалог и обучение тому,
как обучаться. Работа с классом в форме диалога подразумевает конструктивный
диалог учителя и ученика. В результате ученик должен научиться методам, приемам
и способам получения знаний самостоятельным путем. Этот модуль формирует осознание
того, что необходимо обязательно менять старые подходы в обучении на новые.
Слайд №10-11 « Обучение критическому мышлению»
Критическое мышление - умение рассуждать, анализировать, делать выводы, сравнивать,
обобщать, оценивать и объяснять . Используя различные методы( Мозговой
штурм, инсерт,ментальная карта, синквейн, жигсо,кластер и др), я добилась
следующих результатов:
- ученики сами ищут пути решения проблем на уроке;
- повысился уровень познавательной активности на уроке;
Слайд №11-12 «Оценивание для обучения и оценивание обучения»
Снятию тревожности, повышению активности детей на уроке способствовали и методы
формативного оценивания, которые. Я использовала на своих уроках самооценивание
по критериям, взаимооценивание в группах и парах, невербальное оценивание,
оценивание по ключу. Такое оценивание помогало ученикам, лучше понять уровень
своего продвижения в изучении этой темы (светофор, смайлики, листы оценивания,
лестница достижений и др.). Результаты применения модуля ОдО:
- Заинтересованность учащихся в оценивании: оцени сам себя или
одноклассника;
- Определяется уровень знаний
-Снижается тревожность;
- Эффективность обратной связи;
- Оценивание повлияло на мотивацию и самооценку учеников.
- Приобретены навыки критериев оценивания.
Слайд №13-14 «Использование ИКТ, в преподавании образования.»
Информационная
грамотность – очень важный аспект в работе учителя. Курсанты после освоения
данной программы станут не только уверенными пользователями всего разнообразия
техники, но и научатся эффективно ей пользоваться, что благоприятно влияет на
успешность урока. Особое место уделяется образовательным возможностям сети
Интернет.
Слайд №15-16 «Преподавание и обучение в соответствии возрастными особенностями учеников.»
Для того, чтобы содействовать обучению каждого ученика, учителя должны знать их
индивидуальные потребности, особенности развития и интереса.
Рефлексия результатов этого модуля «Возрастные особенности» показала такие
результаты:
1Создан психологический комфорт на уроке.
2«Скучающие» ученики активизировались (приняли участие в диалоге)
3«Тихие» стали раскрываться (диалог)
4Ученик с диагнозом ЗПР (и как следствие умственная отсталость) стал
непосредственным участником учебного процесса.
Слайд №
17-18 « Обучение талантливых и одаренных детей»
Учителя должны стремиться к созданию благоприятной среде для достижения максимального
успеха в обучении учеников.
Цель данного модуля вовлечь одарённых и талантливых детей в процесс обучения и создать
условия для реализации их возможностей. Обучение талантливых детей происходило
через углубление и расширение заданий. Для того, чтобы создать им комфортные
условия были подготовлены разноуровневые задания АВС, -где уровнем «С»
подразумевалось задание повышенной сложности. Данные ученики с интересом
выполняли задания, и старались помогать слабым, одарённые дети почувствовали
себя в роли учителя-консультанта.
Слайд №
19-20 «Управление и лидерство в обучении.»
Данный говорит о лидерстве учителя в первую очередь. Ведь любое изменение в
образовательной системе должно начинаться с учителей.Каждый учитель должен
сформировать свои собственные убеждения о необходимости внесения изменений в
свою практику. Он должен увлечь за собой своих учеников и коллег.
В результате внедрения мной 7 модулей Программы произошли следующие изменения:
Учитель
-Понимание того, чему учить и как учить.
Оценивание результатов обучения.
Понимание важности создания
«коллаборативной среды».
Поднял на новую ступень своё критическое мышление
Ученик
Повысилась мотивация уч-ся на уроках
Активно вступают в беседу
Отвечать полными ответами
Повысилась мыслительная активность учащихся
Обогатили словарный запас
Усовершенствовались коммуникативные способности
Чтобы достичь ещё больше успехов в обучении, я не должен останавливаться на
достигнутом. Мне нужно углубить свои знания и дальше продолжить изучение и
внедрение этого проекта. Я как учитель получил новый опыт работы с учащимися,
пусть я не полностью удовлетворен своими действиями, но я на то и учитель, что
могу совершенствовать свою деятельность ,ведь«Учитель учится всю жизнь». По
старому работать я уже не смогу, а по новому буду стараться набирать
положительный опыт и вносить свой посильный вклад в изменение образования. Пока
я только начинаю идти по выбранному пути, но как гласит народная мудрость
«Дорогу осилит идущий». Спасибо.
Надеюсь, что этот доклад разбудит коллег и вызовет интерес по внедрению новых подходов в образование.