Путешествие в Страну Русского Языка.
Цели: пропаганда нормативного русского языка среди учащихся школы;
-вовлечение учащихся во внеклассную работу по русскому языку и литературе;
- развитие у школьников интереса к самостоятельному изучению различных разделов русского языка и литературы;
- развитие творческих способностей, познавательных интересов;
- развитие общей эрудиции участников.
Оборудование :высказывания о русском языке, карта русского языка, эпиграф, портреты писателей.
Эпиграф: Я ко всем наукам ключ имею.
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским величавым языком.
Девиз:
Любите, цените и изучайте русский язык.
Карта русского языка: Станции:
1.Морфологическая.
2.Лексическая.
3.Фразеологическая.
4.Числительное.
5.Поэтическая.
6.Синтаксическая.
7.Творческая.
8.Словарная.
9.Орфографическая.
Учитель: Добрый день, ребята, учителя и гости! Сегодня в рамках проведения недели русского языка мы с вами собрались
на внеклассное мероприятие «Путешествие в Страну Русского Языка». В этой игре примут участие самые сильные ученики по русскому языку
5-8 классов. Остальные ребята будут активными зрителями, болельщиками и смогут принять участие в игре и заработать призы.
Психологический настрой:
Сегодня у нас необычная игра мы постараемся расширить свои знания в области русского языка.Посмотрите в окно. Какая сегодня погода? Морозная. Но, не смотря на морозы какое у вас настроение? Хорошее. Улыбнитесь друг другу, подарите улыбку и мне. Спасибо. Улыбка располагает к приятному общению. А начнем игру с хорошим настроением.
Приветствие команд. Команда «Умнички».
Мы весёлые ребята, // И не любим мы скучать,
С удовольствием все будем // Мы в турнире
выступать.
И пусть быстрей кипит борьба, // Сильней
соревнование,
Успех решает не судьба, // А только наши знания.
Команда «Знатоки».
Мы
отвечаем дружно, // И здесь сомнений нет:
Сегодня будет дружба // Владычицей побед.
И, соревнуясь вместе с вами, // Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней – // И наша дружба
крепнет с ней.
1. Морфологическая.
1. Послушайте стихотворение. О какой части речи в нем говорится.
Я свою задачу вижу в том,
Чтоб сказать о действии любом.
И счастливый мой удел таков —
В речи быть одним из главных слов.
(глагол)
Я могу обозначать
Все предметы речи
Только я могу назвать
И людей. и вещи.
(существительное)
Кроссворд.
• Как называется часть речи, которая обозначает признак предмета?
• Как называется изменение глагола настоящего времени по лицам и числам?
• Как называется изменение имен существительных?
• Какой частью речи является определяемое слово у причастия?
• Определи часть речи выделенного слова:
Снежное покрывало землю покрывало.
2.Лексическая
- Этот конкурс определит, насколько широк ваш словарный запас. Я зачитаю предложение о человеке. Вам нужно заменить
это предложение одним словом-существительным общего рода (команды отвечают по очереди)
1. Человек, который часто и много кушает(обжора)
2. Человек, любящий лежать на диване,кровати(Лежебока)
3. Человек, который рано ложится спать и поздно встает(Соня)
4. Человек, который любит докладывать о событиях, происходящих рано (Ябеда)
- Анаграмма – это слово, из которого можно получить другое слово путем перестановки букв или слогов. Банка (кабан), куст(стук), зола (лоза), марш(шрам), баня(баян), фара (арфа), кукла (кулак), шарф (фарш), актер (катер), сосна (насос).
3.Фразеологическая.
Этот конкурс потребует от вас смекалки. Команды отвечают по очереди.
1.Ее можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в нее концы и водить по ней вилами. Она бывает живая мертвая и на киселе. А если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то можете набрать ее в рот. Но в ваших интересах на него ответить. Что это ( вода )
2.Она очень маленькая, но с ее помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя. Глупый человек может искать ее в стоге сена, а тот, кто волнуется, будет на них сидеть. Новая одежда только с нее.. Что это за предмет?(Иголка)
3.На Руси того, кого обозначали этим словом,побаивались. А сегодня его не боятся, презирают. В известной песне поется, что он не станет играть в хоккей. Назовите его. (Трус)
4.За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Одно их них стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. И, представляете себе, из-за него даже началась война! Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет? (Яблоко)
4.Числительное.
1.Кто быстрее прочтет стихотворение.
У про100-го 100-рожа непро-100-рный дом,
Ча-100 в нем 100-ножка бродит под 100-лом.
Дорожит 100-ножка ча-100-тою ног
И 100-личной ваксой чистит 100 сапог.
2.Вме-100 двух не про-100
Вычислить все 100.
Сразу 100-лько обуви не носил никто.
У про-100-й 100-ножки 100-ит по 100-ять
И у той 100-ножки опыт перенять.
5. Поэтическая. Прочитать выразительно стихотворение:
Вообразите, что перед вами стихотворение, и прочитайте его с «поэтической» интонацией.
714, 15, 3247,
6, 318, 140,
327,
3, 28, 220, 126,
145,
615, 18,
2225.
713, 116, 512, 43
2000000, 320,
17,333
6.Синтаксическая.
1. Из предложения Стеной стоят желтеющие колосья пшеницы возьмите определение, выраженное причастием, и согласуйте его с существительным листьями.
2. Из предложения Пушкин очень любил осень возьмите дополнение.
3.Добавьте обстоятельство образа действия из предложения
Осень щедро одаривает леса краской.
4.Добавьте сказуемое из предложения
Весна выстлала на лугу разноцветный ковер.
5. Из предложения Куда ведете нас, дороги?
возьмите имя существительное, которое является обращением.
Ответ: Желтеющими листьями осень щедро выстлала дороги.
7.Творческая.
– к существительным из левого столбика подобрать по смыслу выражения из правого столбика, чтобы получилось предложение.
• Соловей • Дикобраз • Злой кабан • Пароход • Маша • Кошка • Портной • Стол • Мальчик • Рак • Чиж • Кот |
точил клыки физику учила томился в клетке шил себе штаны сидел на ветке давал гудки усами шевелил летел под облаками гонялся за мышами накрыт к обеду был все поел блины хвостик свой ловила |
8.Словарная
Задание: отгадайте кроссворд и запишите словарные слова.
Слова: инструмент, посуда, близко по смыслу к слову “сейчас”, пассажирский транспорт, сельскохозяйственная машина, аппарат связи,
Отгадка: тарелка, телефон, трамвай, трактор теперь, топор.
9.Орфографическая.
Вставить подходящие по смыслу прилагательные, записать их правильно.
Арбуз, как сахар, _______________.
Сок, как клюква, _______________.
Глаза, как небо, ________________.
Ночь, как сажа, _______________.
Лицо, как мел, __________________.
Руки, как лёд, __________________
Подведение итогов.
Награждение команд
Карасуская основная школа
Внеклассное мероприятие Путешествие в страну русского языка
Провела учитель русского языка и литературы Меджитова Светлана Федоровна