Мектептегі Менторинг
Одной из важнейших задач школьной администрации
является организация профессиональной адаптации молодого педагога к учебно -воспитательной
среде. Решить эту проблему поможет создание системы школьного наставничества.
Современной школе нужен профессионально
компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически
способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному
включению в инновационные процессы. Однако, как показывает анализ школьной
действительности и социально-педагогических исследований, даже при достаточно
высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и
профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно.
Начало
педагогической карьеры традиционно считается наиболее важным этапом в процессе
профессионального становления учителя. О важности этого этапа и о пристальном
внимании педагогической общественности школы к адаптации педагога говорит
наличие в школах специальных форм поддержки, одной из которых является
наставничество или менторинг.
Понятие менторинг появилось
сравнительно недавно в Казахстане. Хочется остановиться подробнее на этом
понятии. Что такое менторинг? Менторинг от английского – mentoring, эквивалент
которому в русском языке – наставничество. Отсюда и происходит наше понимание
слова ментор. Ментор – это наставник, человек, который помогает своему ученику
на первых порах профессионального становления. Менторы или, как привычнее для
нашего слуха, наставники, закрепляются за молодыми специалистами, которые,
покинув уютные стены педагогических колледжей и институтов, приходят во
«взрослую» профессиональную жизнь. Хочется отметить, что зачастую молодые
специалисты оказываются в растерянности, так как практика, полученная во время
учебы, не соответствует реалиям педагогической работы. Появляются новые
требования администрации, появляются также должностные обязанности, во время
практики о которых не упоминалось.
Вот здесь и приходит на помощь наставник. Одной из важнейших задач
наставника является организация профессиональной адаптации молодого педагога к
учебно-воспитательной среде.
Мотивация ментора — это
мотивация человека, который настолько наполнился опытом и знаниями, что ему
необходимо их кому-то передать.
И это весьма целесообразно. Именно на этом уровне и начинается совпадение
интересов сторон, что положительно скажется на развитии обеих.
Менторинг должен стимулировать потребности молодого
педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и
личностной самореализации. Всестороннее рассмотрение эффективности системы
наставничества позволит руководителям образовательных учреждений, менторам
быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых
учителей, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в
самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную
компетентность.