Праздник Наурыз
Наурыз мейрамы - праздник весеннего
обновления в Казахстане. По восточному календарю Наурыз - начало нового года,
совпадает с днем весеннего равноденствия. Для казахов этот праздник является
символом весеннего обновления, торжества любви, плодородия и дружбы.
Исторические сведения об этом празднике встречаются в трудах
многих античных и средневековых авторов. По восточному летоисчислению он
соответствует иранскому Новому году (Навруз). Из поколения в поколение
передавали традиции празднования Наурыза казахи, узбеки, уйгуры. Таджики
называли его "Гульгардон" или "Гульнавруз", татары -
"Нардуган", а древним грекам он был известен как "Патрих",
Корни праздника можно отыскать в древних языческих обрядах. Сама по себе форма
празднования с глубокой древности несла в себе принципы любви к природе.
Несмотря на давность, этот праздник сохранился в народной памяти, и в настоящее
время приобрел новый духовно-этический смысл.
Считалось, что в этот день природа обновляется, гремит первый
весенний гром, почки на деревьях набухают, буйно прорастает зелень.
В далеком прошлом казахи называли Наурыз
Великим днем улуса. В народе повелось: чем
щедрее будет отмечен праздник Наурыз, тем благополучнее пройдет год. Отсюда -
изобилие праздничных обычаев и атрибутов. Накануне праздника весеннего
равноденствия люди приводили в порядок жилье, расплачивались с долгами,
мирились находившиеся в ссоре, ибо, как утверждали старики, когда Наурыз входит
в их дома, все болезни и неудачи должны обходить их стороной.
По древним сказаниям казахов, накануне Нового Дня, днем и ночью по
земле ходит старик Қыдыр (Қызыр) Ата, белобородый старик, одетый в белые
одежды, который посылает людям счастье и благоденствие.
В ночь перед торжеством в знак пожелания обилия молока, урожая и
дождя все емкости наполняли молоком, айраном, зерном, ключевой водой, а в день
Наурыза все старались быть в добром расположении духа, при встрече заключали
друг друга в объятия, высказывали самые добрые пожелания, чтобы все невзгоды и
беды миновали их.
Празднование Наурыза начиналось
традиционной встречей рассвета.
Встречая рассвет, все взрослое население, молодежь и дети, взяв в руки лопаты,
кетмени, собирались в условленном месте у родника или арыка и производили его
расчистку. Затем все вместе под руководством почтенных стариков производили
посадку деревьев. При этом по установившейся традиции произносились слова: "Пусть
останется в памяти от человека дерево, нежели стадо", "Срубил одно
дерево - посади десять!".
После исполнения ритуальных мероприятий три человека в образе
жыршы - зазывалы (глашатая) обходили все улицы, площади, дворы и звали всех на
праздник. Они одевались в яркие, праздничные костюмы. Ими могли быть персонажи
казахских сказок - Алдар Косе, Жиренше и красавица Карашаш. После этого
начиналось праздничное представление. Люди веселились, поздравляли друг друга с
наступлением Нового года, желали друг другу добра, пели песни, которые издавна
были сложены специально для этого праздника - Наурыз жыр, устраивали борьбу
мужчины с женщиной, состязания в скороговорках - жанылтпаш, отгадывании загадок
- жумбак.
В эти дни готовилось много еды, которая символизировала достаток и
изобилие в наступающем году. В полдень на установленном месте у селения резали
быка и варили из его мяса блюдо "бель-котерер", что означает
"выпрямляющий стан", поскольку бык считался одним из самых сильных
животных, и пища из него давала людям силу и выносливость.
Дастархан накрывали в каждой семье. Трапеза приурочивалась к полудню, до и
после которой мулла читал молитвы в честь предков. По завершении старший по
возрасту из присутствующих давал благословение (бата), чтобы из года в год
благополучие не покидало семьи.